август 21, 2012
Компания "М2М телематика-Алтай", крупнейший в регионе оператор телематических услуг и поставщик навигационного оборудования ГЛОНАСС, сменила владельца. Сделка примечательна тем, что несколько лет назад компания агрессивно захватывала рынок не без использования административного ресурса. В числе клиентов "М2М" тогда оказались и крупные государственные предприятия "Горэлектротранс", "Алтайавтодор" и т. д. Сейчас контроль над оператором получили структуры, близкие к Алексею Андронову, директору "Алтайавтодора" и, по официальным данным, самому богатому депутату АКЗС.
По словам барнаульского перевозчика Олега Бесчастного, у "М2М телематика-Алтай" были завышены цены и многие пассажироперевозчики были этим недовольны.
Михаил Хаустов
Факт продажи оператора подтверждают сразу несколько источников на рынке телематических услуг. Иван Пальталлер, возглавлявший "М2М телематика-Алтай" с момента основания компании, отказался комментировать смену собственника и сообщил, что больше не является директором предприятия. По словам г-на Пальталлера, причиной ухода стало исключительно его собственное желание. Новым директором компании стал Денис Тюрин,но он ситуацию также не комментирует.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), учредителями "М2М телематика-Алтай" до момента продажи являлись Пальталлер З. Я., Семдянкина М. С.и Толстихина Т. А.
Данных о новом собственнике в ЕГРЮЛ пока нет, но источники утверждают, что это структуры близкие к Алексею Андронову. Г-н Андронов в момент подготовки материала находился за пределами края и на звонки на мобильный телефон не отвечал.
Сумма сделки пока неизвестна.
Финансовых показателей компания не раскрывает, поэтому оценка ее стоимости весьма затруднена. Примерная ее стоимость может составлять 6–10 млн. рублей.
Компания "М2М телематика-Алтай" появилась в 2008 году, когда оснащение всего пассажирского транспорта спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС стало обязательным.
"Надо отметить, что "М2М телематика-Алтай" не какая-то отдельная компания, а региональный представитель федерального игрока — "М2М телематика", причем его эксклюзивный представитель. Также "М2М телематика-Алтай" является региональным диспетчерским центром головной федеральной компании", — говорит Дмитрий Баранов.
При этом с самого начала "М2М телематика" плотно сотрудничала с федеральным сетевым оператором "Навигационно-информационные системы" ("НИС")". "НИС" почти на 30% принадлежит Роскосмосу и имеет статус федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности. Эти обстоятельства давали "НИС" почти неограниченные возможности. Например, с прошлого года компания определена как единственный исполнитель работ по оснащению транспорта для государственных нужд. С недавних пор "НИС" является основным акционером "М2М".
Логично, что компания не испытывала проблем с получением выгодных контрактов. Она оснастила своим оборудованием краевой и муниципальный транспорт, службу "Скорой помощи", МУП "Горэлектротранс", крупный проект был реализован совместно с "Алтайавтодором".
Многие пассажироперевозчики тогда были недовольны новыми требованиями и агрессивной экспансией "М2М".
У "М2М телематика-Алтай" были завышены цены. Компания делала упор на то, что она здесь единственный авторизованный оператор. Со временем многие городские перевозчики начали отказываться от работы с ней. Диспетчерские услуги не лицензируются, и я могу заключить договор с любой компанией. Чтобы подключиться к ГЛОНАСС, можно просто установить оборудование, заключить договор по передаче данных с "МТС".
Несмотря на сопротивление перевозчиков, "М2М" за короткое время сумела завоевать примерно 30% регионального рынка телематических услуг.
Примечательно, что на активном внедрении спутниковых систем в пассажирском транспорте Барнаула настаивали разработчики документа "Современное состояние и перспективы развития всех видов городского наземного транспорта". Документ был разработан по заказу Сергея Семдянкина,который на тот момент был директором "Горэлектротранса", автором стал алтайский филиал Сибирской академии госслужбы. Напомним, что этим учреждением руководит Игорь Панарин, который также является официальным представителем "НИС" в Алтайском крае (подтверждающий документ имеется в распоряжении редакции).
Предполагалось, что этот документ ляжет в основу транспортной стратегии Барнаула. Помимо повсеместного внедрения навигационных систем авторы настаивали на более активном развитии электротранспорта в ущерб автобусам, однако в итоге гордума отвергла эту концепцию.
Дальше дела "М2М телематика-Алтай" пошли уже не столь хорошо. В августе 2010 года должность главы администрации Барнаула покинул Владимир Колганов.Вскоре после этого свой пост в "Горэлектротрансе" оставил Сергей Семдянкин, которого считали человеком из команды бывшего мэра и поддерживавшего его известного предпринимателя Анатолия Банных.
Александр Семыкин, новый руководитель "Горэлектротранса", быстро отказался от услуг "М2М". "МУП прервал отношения с "М2М телематика", поскольку просто за передачу данных мы платили им 700 тыс. рублей в месяц. Теперь мы имеем свой сервер", — объяснял г-н Семыкин.
"Горэлектротранс" оказался не единственным потерянным лакомым куском для "М2М". От услуг компании отказался и другой крупный клиент – "Алтайавтодор".
Эту историю с криминальным оттенком весной 2012 года обсуждали в СМИ. Из публикаций следует, что в 2009 году оператор выиграл открытый конкурс на поставку и ввод в действие оборудования для контроля за транспортом "Алтайавтодора". По контракту компания обеспечивала оснащение 50 автоматизированных рабочих мест диспетчеров, поставку и монтаж комплектов бортового ГЛОНАСС/GPS оборудования для 540 транспортных средств. По данным Дмитрия Баранова из "Финама", устройствами ГЛОНАСС были оснащены свыше 1 тыс. транспортных средств, в каждом из 64 ДРСУ и ДСУ было установлено автоматизированное рабочее место с программным обеспечением, а в самом "Алтайавтодоре" был создан центр слежения за выполнением работ.
Однако Алексей Андронов, который возглавил "Алтайавтодор" в 2010 году, ссылаясь на указание головной организации, расторг договор с "М2М телематика-Алтай". После нового аукциона в ноябре 2011 года "Алтайавтодор" заключил госконтракт на поставку и ввод в действие аналогичного программного комплекса с компанией "Алтайские навигационные системы".
В этой компании подтвердили, что сегодня обслуживают около 500 единиц техники краевых ДРСУ и ДСУ. "Все дорожные организации оснащены 60 диспетчерскими пунктами, в самом "Алтайавтодоре" установлен объединяющий их диспетчерский центр. Программное обеспечение разрабатывалось специально для "Алтайавтодора" по их техническому заданию. При этом часть подрядчиков дорожных управлений так и работают с "М2М телематика-Алтай", — рассказали в "Алтайских навигационных системах".
В публикациях СМИ отмечалось, что в 2011 году "Алтайские навигационные системы" по госконтракту получили от "Алтайавтодора" 20 млн. рублей на основании актов выполненных работ, при этом установка новой системы сотрудниками компании якобы не производилась. Источник в правоохранительных органах сообщил, что материалы по мотивам этой истории находятся в СУСК при прокуратуре Алтайского края. В самом ведомстве пока не подтвердили этот факт.
"М2М телематика-Алтай" специализируется на продаже, установке и обслуживании навигационного оборудования на транспорте и занимает около 30% рынка транспортной телематики в Алтайском крае. За время работы компания реализовала около 3,2 тыс. навигационных ГЛОНАСС/GPS терминалов и создала более 150 диспетчерских пунктов. По оценке компании, в настоящее время в Алтайском крае навигационной аппаратурой оснащено от 8 до 10 тыс. единиц транспорта.