август 23, 2012
На прошлой неделе в Барнаул с 20-дневным визитом прибыл монах Дада Садананда. Раньше он был обычным русским парнем. Родился в Новоалтайске, учился в столице края. Ради того чтобы стать монахом, Даде пришлось не только забыть свое настоящее имя, но и практически прекратить все контакты с семьей. Сейчас он большую часть года проводит в путешествиях по миру, возвращаясь в Алтайский край максимум на три недели.
– Я родился и жил в Новоалтайске. Родители – люди обычных советских профессий, – рассказывает Дада. – Папа – инженер, мама – журналист. Поэтому воспитывали в атеистическом духе. А вот бабушка им возражала. Верующая христианка-староверка, она постоянно повторяла: "Слушай только меня, Бог есть!"
В 12 лет Дада наткнулся на книжку по йоге и понял, что хочет этим заниматься. Бабушка была против, поэтому из любви к ней с увлечением пришлось расстаться.
Переходный возраст принес желание "быть как все" и испробовать то, чем обычно балуется молодежь.
– Алкоголь, сигареты и прочие радости, – вспоминает Дада. – Три года, c 15 до 18 лет, таким образом пытался найти краски жизни. Но однажды понял, что это ни к чему хорошему не ведет.
Как говорит Дада, именно на такой волне безысходности обратился к Богу. "Помоги, мне нужен лучший путь и лучший учитель", – просил юноша Всевышнего. И через неделю встретил человека, который занимался медитацией. Тот и научил Даду простым йогическим практикам. Через год наш герой получил посвящение от приезжавшего в Барнаул йога-монаха и обзавелся новым именем – Шубхатма. На санскрите это означает "тот, у кого праведная душа".
Параллельно с этими событиями своим чередом шла обычная жизнь. В 1995 году Дада поступил в АлтГТУ. Там он проучился два курса, получая специальность "Промышленное и гражданское строительство". Однажды настигло прозрение: он понял, что хочет стать монахом. Рассказал родным.
– Бабушка и сестра немного поплакали. А мама просто сказала, что ожидала от меня чего-то подобного. Поэтому со словами "Я вижу, что ты не можешь быть счастлив по-другому" она меня благословила.
Так в 2000 году Дада бросил все и поселился в Барнаульском центре йоги, чтобы служить практикующим людям. Нужно было пройти испытательный срок, позволявший проверить, действительно ли человек хочет стать монахом или же ему лучше вернуться в мир и стать простым семьянином. Предписания были те же, что и для монахов. Большое количество практики, целибат - обет безбрачия. А самое важное – всегда помнить о том, что нельзя причинять вред. Ни словом, ни мыслью, ни действием. Даже думать о ком-то плохо нельзя, а ненависть нужно в любой ситуации заменять на человеколюбие.
– Иду я как-то зимой по улице. Вижу, лежит пьяный мужичок на снегу. Я прошел мимо, а потом думаю: нехорошо поступил! Нужно же помочь! Вернулся, повел его домой. Он весь в грязи, да запах перегара трудно не заметить… Но когда мы шли вместе, я понял, что он – мой брат. Так что любовь у нас есть внутри, просто мешают барьеры в виде отвращения, страха, стыда. А уж когда довел его до дома, появилось ощущение, что я бы хоть каждый день пьяных домой водил, – смеется Дада.
Незаметно летели месяцы, Дада изучал йогу и все больше убеждался в том, что монашеский путь – именно то, что ему нужно. Так прошло четыре с половиной года. За это время наш герой понял одну важную вещь: йогом может стать каждый, просто нужно не забывать не врать, не брать чужого, не причинять вреда…
– Йог – это не тот человек, который может закручиваться в сложные асаны. Без соблюдения нравственных законов это просто гимнастика. Самое главное для нас – сохранение жизни и непричинение вреда. Если мы можем обойтись овощами и фруктами, зачем убивать корову? – вопрошает Дада. – Поэтому я стал вегетарианцем.
Когда учителям нашего героя стало ясно, что все испытания он прошел, Даде разрешили отправиться в Швецию, чтобы сдать экзамены. Условия там особенные: в одном из лесов находится ашрам, где постоянно живут два учителя из Индии. Именно они показывают приезжающим пример того, как нужно себя вести. Режим жесткий: подъем в 4.30, душ, а ровно в пять утра все должны сидеть и медитировать. За опоздание – штраф, например 10 раз присесть. День расписан по минутам. У каждого есть обязанности: кто-то моет полы, кто-то готовит, печет хлеб и накрывает на стол… Обед – только по расписанию. Хотя, как рассказывает Дада, всегда можно пойти на кухню и стянуть кусочек чего-то вкусного. Но это нарушение правил. Наш герой сначала был ответственным за еду, потом за чистоту, а позже стал следить за дисциплиной. В таких условиях молодой человек жил три года, а в 2008-м поехал в Индию. Здесь, в городе Варанаси, он пробыл три месяца. Как рассказывает наш герой, в это время случился сильнейший духовный кризис. Дада даже сомневался в том, действительно ли хочет стать монахом. Но все тревоги сошли на нет, стало ясно, что выбор правильный.
– Сдал все экзамены и после этого советом старших ачарий – учителей – меня тоже признали ачарьи, – рассказывает Дада. – И дали право обучать практике медитации.
После этого наш земляк стал путешествующим монахом. Он постоянно в дороге, в каждом городе останавливается примерно на четыре дня. Дома бывает максимум три недели в году. Поэтому с родней почти не общается, семьей стали люди, тоже, как и Дада, практикующие раджадхираджа-йогу. Но все же, возвращаясь домой, встречается с мамой, которая сейчас уже на пенсии.
Разговаривают они исключительно о духовных вещах. Как подчеркивает Дада, беседы на тему "у кого что болит" им не интересны. А вот сестра до сих пор не может привыкнуть к тому, что брат стал монахом. Обычные люди тоже не всегда понимают его.
– В Индии жители удивляются, видя свой традиционный монашеский наряд на блондине, – рассказывает наш герой. – Но им такое сочетание нравится. В Европе тоже реагируют нормально. А в России могут и обезьянкой назвать – из-за оранжевой одежды, бороды и длинных волос. Часто получаю оскорбления и через Интернет.
Как считает Дада, у нас в обществе нет уважения друг к другу, и люди считают врагом каждого, кто от них отличается. Поэтому в поезде он ездит в обычной одежде. Но в последнее время старается по максимуму ходить в монашеском облачении.
– Я живу той жизнью, о которой всегда мечтал. Даже забыл свое старое имя. Меня уже и мама называет Дадой, – улыбается молодой человек. – Это простая форма обращения к учителю, а означает это слово "брат". Скоро я планирую официально поменять имя, чтобы ничто не связывало со старой жизнью. А датой рождения уже считаю 14 декабря 2011 года, когда получил высшее из своих посвящений.
Сейчас Даде 34 года. Богатств он не нажил, путешествует по миру только с чемоданчиком, в котором лежит телефон, ноутбук и два комплекта монашеских одежд.
– Но счастье – не в вещах, – уверен Дада. – Счастье – в духовном развитии. И не надо бояться трудностей. Когда есть смысл в жизни, они не имеют значения, потому что есть и большая цель.
В жизни Дады большую роль занимает благотворительная деятельность. Например, члены барнаульского общества йоги организовывали сбор помощи для пострадавших от пожаров в Михайловском районе, а потом выезжали туда, чтобы работать волонтерами. При этом Дада не афиширует свой сан, предпочитая называться обычным русским именем.