Опрос. А что вы делали со своими ваучерами?

сентябрь 7, 2012

20 лет исполнилось легендарным ваучерам. В августе 1992 года Анатолий Чубайс, руководивший Госкомимуществом, оценил национальное достояние в 10 тысяч рублей на душу населения. На эти деньги гражданам были обещаны "две "Волги" либо солидная доля в любом предприятии. Но реальная цена ваучера на бирже в 1992 году, увы, не превысила 25 долларов, что равнялось тогда среднемесячной зарплате. Чуда не случилось: большинство граждан отнесли бумажки в множащиеся как грибы и столь же стремительно пропадающие чековые фонды и больше о них ничего не слышали. Мы решили узнать у горожан, что они сделали со своими ваучерами.

Клара Хасанова,
директор сети магазинов "Книги":

Когда я начинала собственное дело, я пошла на курсы предпринимателей, где нам объясняли, как лучше распорядиться своими ваучерами, как их более выгодно вложить, куда обратиться и так далее. Эти курсы мне очень помогли. Я стала акционером и владею по бумаге двумя предприятиями, а так бы ваучеры просто пропали, или продала их. Свои три ваучера я вложила в два предприятия: "Краевой дом моделей" и "Алтай-холод". В настоящее время "Алтай-холод" успешно функционирует и развивается. Я думаю, ваучеры действовали бы более эффективно, если бы для этого было создано не только правовое, но и моральное поле, соблюдались обязательства перед акционерами, существовала правовая грамотность и ответственность за свои действия перед акционерами. Ситуация, которая была с ваучерами в стране, – это когда хорошие намерения сталкиваются с русским пофигизмом, с эмоциональной незрелостью участников процесса, с отсутствием достоинства и ответственности за свои действия. Здесь все спотыкается о неуважение к самому себе, незнание законов жизни и отсутствие ответственности, прежде всего перед собой за свои действия.

Век монополизации, когда деньги становятся главным мерилом счастья. А ведь это не так. Материальное богатство – ложные ценности, в погоне за которыми человек неизбежно приходит к стрессу, депрессии и другим негативным факторам в жизни. Но это другая тема, более глабальная, понимание которой сделает человечество более счастливым.

Константин Думчев,
старший преподаватель кафедры экономики и организации производства Института экономики и управления АлтГТУ:

В целом задумка хорошая, но люди в то время не знали и не понимали, что это и что с ними делать. Однако если бы вложили их в предприятия, а не в мешок сахара, то и вовсе бы остались без всего, так как многие компании просто перестали существовать. Мой вывод: в любом случае для нашей страны на тот период – безвариантно плохая система, но, пожалуй, лучшая по сравнению с тем, что вообще могло бы быть. По крайне мере, люди имели шанс.

Светлана Архипова,
сотрудник отдела кассовых операций ОАО "Россельхозбанк":

Моя мама на эти ваучеры приобрела акции предприятия, на котором работала. Но потом она все эти акции продала и купила холодильник. Ваучеры – это большая ложь, которую рассказали народу. Это воздушный шар, который лопнул. Выгоду от них практически никто не получил. Они ни к чему не привели, это была непонятная для людей вещь. Было неясно, что это такое, как можно использовать и во что это может вылиться.