сентябрь 21, 2012
– …Нас, конечно, какое-то время будут сравнивать, но это скоро пройдет. При Абдуллаеве не должно быть так же, как при Ивановском. Иначе получится, что профком стоит на месте, – говорит Леонид Ивановский, теперь уже экс-председатель Алтайской краевой организации "Профсоюз работников образования и науки". В начале сентября он досрочно снял с себя полномочия, уступив место самой на первый взгляд неожиданной кандидатуре – Юрию Абдуллаеву, на тот момент второму человеку в краевом управлении по образованию. Преемника Леонид Никитич, посоветовавшись с коллегами, подыскал сам. Его выбор единогласно поддержали на внеочередной конференции. "Объективно более подходящего человека вряд ли удалось бы найти", – утверждают в крайкоме профсоюза.
Леонид Ивановский и Юрий Абдуллаев.
Анна Зайкова
Почему? Ведь, по логике, даже глядя в одну сторону, эти люди должны видеть разное… Чтобы не теряться в догадках, "Свободный курс" задал одни и те же вопросы двум лидерам – бывшему и действующему.
– Что сегодня представляет собой профсоюз? Каким вы его сдали/приняли?
Ивановский:
– Мы во многих вопросах старались действовать на опережение. Например, у нас у первых в России появилась юридическая служба. Это было еще при советской власти, а потому многим казалось чудачеством, ведь даже термина такого не было "правовая защита". От кого защищать-то? Самая справедливая в мире власть же не обидит! Я не хочу сейчас рисоваться, говорить: "Я предвидел, что это понадобится". Но это так.
Что профсоюз имеет сегодня? Финансовую стабильность, обширную информационную работу, слаженную систему отношений в сфере социального партнерства и вообще устойчивое положение дел… Значит ли это, что можно царствовать, лежа на боку? Нет. Не такая у нас страна. Не дает она костенеть профсоюзным руководителям.
Вспомнить хотя бы девяностые! Тогда мы и не думали о том, чтобы поднимать вопрос о повышении оплаты труда педагогам. Нужно было добиться, чтобы вовремя выплачивали хотя бы ту нищенскую зарплату. Известно, как добивались, – бастовали. По тогдашнему законодательству все наши забастовки были незаконными. На упреки в Центральном комитете по этому поводу отвечал: "Нам меньше всего сейчас на это надо обращать внимание. Ельцин найдет тысячу причин запретить забастовку, а я людей в таком напряжении долго удержать не смогу, они сорвутся в неорганизованную атаку". И ни разу власть не осмелилась заикнуться о том, что мы были не правы. Потому что понимали – требования справедливые.
Абдуллаев:
– Кто-то думает, профсоюз – нечто анахроничное. Но такой точки зрения можно придерживаться ровно до той поры, пока не придется столкнуться с ущемлением своих прав. Да, двадцать лет назад в профсоюзы вступало больше педагогов, и делали они это охотнее. Потому что было такое время: шли годы активной борьбы, забастовок и голодовок. Но плохое быстро забывается, и люди стали выходить из профсоюзов, посчитав, что трудности никогда не вернутся и их не коснутся. Или произойдут с кем угодно, но не с ними. Что ж, жизнь вносит коррективы.
Однако для нас теперь важна не столько массовость, сколько сознательность наших членов. Сегодня, как мне видится, задача профсоюза – обеспечить гармонию между постоянно растущими потребностями экономики и живыми людьми. Экономисты всегда будут требовать: дешевле, быстрее, качественнее. Но это утопия. И если уж на то пошло, дорожает и рабочая сила. Баланс должен соблюдаться.
– Какие проблемы должен решать профсоюз?
Ивановский:
– Наступает период, когда жесткость в отношениях работников бюджетных организаций и власти усилится. Ну сколько можно талдычить о реформе образования? Вот сегодня снова главный вопрос – качество обучения педагогов. У государства претензии, которые возникли не на пустом месте: только десять процентов выпускников педвузов – и это не самые сильные ребята – идут работать в школы. Но почему? Потому что сегодня считается: страшно не повезло, если пришлось работать учителем!
Те подачки, что были сделаны под выборы, не решение проблемы, не реформа. А то глядите-ка: Путин поставил задачу достигнуть в зарплатах среднего показателя по экономике. Ну и что? У нас его достигнуть проще простого. Уже достигли. Стали учителя лучше жить? А воспитатели? Нет. Говорят: "Работайте лучше, мы будем вам доплачивать". Да откуда? Из того же махонького фонда оплаты труда?!
В общем, я считаю, нужно добиваться достойных базовых зарплат. Ведь нашли деньги на повышение зарплаты военным и полицейским... Зато потом и качество можно будет спрашивать строже.
Абдуллаев:
– Для профсоюза, как и для государства, сегодня очень важен вопрос достижения качества образования. Но с другой позиции. Насколько учитель готов ко всему новому? Мы много говорим о новых стандартах, современных условиях, модернизации… Но когда у нас в ряде школ учитель до обеда ведет первые классы, после обеда – третьи, а вечером проверяет тетрадки, о каких стандартах качества может идти речь? Он работает на износ!
Да, нужны новые образовательные программы, ресурсы, оснащение педагогических лабораторий, кабинетов. Но нужны и новые стипендии, и новые зарплаты.
Кроме того, мы в ближайшее время планируем начать активную борьбу с излишней отчетностью учителей. На сайте краевого профсоюза работников образования можно будет выложить реальные примеры перебора с бюрократией. Вал бумаг, который приходится обрабатывать педагогу, при всей своей масштабности зачастую малоэффективен. Учителю эти бумаги не нужны, детям – тем более, а как бывший чиновник скажу еще, что чиновникам они тоже не нужны.
– Какие методы работы с властью в вашем арсенале?
Ивановский:
– Если сейчас не начать активных действий, если не перестать уповать только на социальное партнерство, то очень скоро в педагогической сфере начнутся отрицательные процессы. Хотелось бы ошибиться, но боюсь, что я прав.
Вы спрашиваете, можем ли мы заставить власть нас услышать, и подбираете правильный глагол. Надо именно заставлять. Как?
Лет десять назад мне довелось общаться с профсоюзниками строительной организации одной скандинавской страны. Мы тогда бахвалились, сколько у нас здесь полномочий, а они только улыбались. Мы спросили: "Вы там у себя бастуете"? Они: "Нет". Мы: "Почему"? А они: "Если мы объявим забастовку, то сможем продержаться три месяца, выплачивая компенсации бастующим. А компании-работодатели – не больше месяца. Так что они сделают все, чтобы такой ситуации не произошло. Мы уже давно не бастуем".
Я ответил на ваш вопрос? Крепнуть надо профсоюзу. Но и церемониться подолгу не стоит. Да, сотрудничество, но давайте по-серьезному и честно. Давайте жилье, зарплату приличную, курсы повышения квалификации не за свой счет и так далее.
Абдуллаев:
– Многие проблемные ситуации сегодня возникают не потому, что власть в стране плохая, а потому, что люди изменились. Во-первых, они хотят, чтобы их слышали. Во-вторых, после постоянных призывов к открытому правительству, диалогу, публичности они хотят все это видеть.
Профсоюз – это сложившийся опыт цивилизованного оппонирования власти. Это не стихийное бедствие. Любая акция готовится серьезно и случается только тогда, когда нас не слышат в течение нескольких месяцев, а то и лет.
У профсоюза в арсенале много средств борьбы, это и крайние методы в том числе. Но мне кажется, власть учится видеть проблемы до того, как они перерастут в острую форму. Тем более от стабильности работы школы зависит многое – это нельзя переоценивать: за учителями стоят сотни детей, а за ними их родители.
Педагоги народ неконфликтный. Я сам учитель и помню, что для меня то, что Вася сегодня прогулял школу, было гораздо важнее предстоящей аттестации, нового оборудования и реформ. Поэтому, если учитель жалуется, значит, его довели до крайности. Сегодня непростая ситуация в дошкольном, в дополнительном образовании…
Мы понимаем, что такое отношение к педагогам несвойственно передовым странам. Учитель должен получать фиксированно стабильную зарплату.
Очень много, что нужно менять, над чем работать. Но я сторонник большого количества маленьких шагов. Скачкообразное движение не для меня, пользы стране оно не принесет.
Уход Юрия Абдуллаева из органов управления образованием стал для бывших коллег большой неожиданностью. Он говорит, что к такому решению его подтолкнуло стремление что-то изменить в жизни:
– Я получил серьезный опыт работы в системе. Новая должность позволит взглянуть на все с другой стороны. Эта сторона иногда оппозиционная, но цель, по-большому счету, у всех одна – качественное образование.
Теперь место Юрия Абдуллаева занимает Ольга Бутенко, бывший председатель Поспелихинского комитета по образованию.
Юрий Геннадьевич Абдуллаев
Родился 26 декабря 1977 года.
Филолог, преподавал русский язык и литературу в средней школе № 22 г. Барнаула, был завучем, директором школы, руководителем комитета по образованию (Немецкий национальный район). С 2007 года – в Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, с 2009 по сентябрь 2012 года – замначальника управления.
Леонид Никитич Ивановский
Родился 16 ноября 1936 года. Работал учителем истории в Бобровской средней школе и Барнаульском педучилище. С 1966 по 1972 год на партийной работе, после вернулся в педучилище в качестве директора.
С 1979 по 2012 год председатель краевого профсоюза работников образования.
Профсоюз работников народного образования в Алтайском крае насчитывает около 50 000 человек.
Всего в регионе 1 727 первичных профсоюзных организаций.
Штат крайкома – 7 человек, включая председателя.