Куда девать полмиллиарда? Депутаты приняли краевой бюджет в первом чтении

ноябрь 30, 2005

Основной темой ноябрьской сессии краевого Совета стало обсуждение бюджета следующего года. Несмотря на то что главный финансовый документ края рассматривали в первом чтении, депутаты потратили на это полтора часа вместо запланированных 20 минут. Главная интрига дебатов заключалась в распределении дополнительных доходов. Как известно, рабочая группа подготовила бюджет с максимально допускаемым дефицитом (15% от собственных доходов региона). Разница между доходами и расходами получилась беспрецедентно высокая - 1,4 млрд. рублей, втрое выше прошлогодней.

Каждый год между народными избранниками и представителями краевой администрации накануне принятия бюджета идет своеобразная игра. Первые стараются максимально увеличить доходную часть, чтобы максимально удовлетворить запросы избирателей. Вторые пытаются ее занизить, чтобы им точно хватило денег на исполнение этих запросов. При этом и первые, и вторые понимают, что в течение года появятся дополнительные доходы. (Например, по итогам девяти месяцев этого года план по собственным доходам бюджета был перевыполнен на 5%).

Парламентарии провели мозговой штурм и за несколько дней до сессии вскрыли резервы будущего бюджета на сумму 502 млн. руб.

Выступая на сессии, председатель комитета по финансам краевой администрации Владимир Притупов сказал, что исполнительная власть согласна учесть в проекте бюджета эти полмиллиарда, но при условии, что большая их часть (378 млн. руб.) пойдет на покрытие дефицита бюджета.

Такой расклад накануне был согласован с самой многочисленной в АКСНД фракцией - "Единая Россия", о чем и сообщил на сессии руководитель фракции Николай Рыжак. Но его соратник по партии председатель комитета по экономической политике Юрий Шамков предложил (уже от имени комитета) все полмиллиарда направить в доходы, а дефицит оставить максимальным.

Это предложение явилось благодатной почвой для депутатов, чтобы поговорить о проблемах бюджета. Выступления растянулись на лишний час. Причем женщины (не в обиду им сказано) больше обсуждали, как потратить деньги, а мужчины - как их заработать.

Несколько раз голосовали: сначала за принятие варианта администрации, потом, когда он не прошел, переголосовывали. И наконец запутались. Неизвестно, чем бы кончилось обсуждение, если бы слово не взял губернатор Александр Карлин. Он обвинил отдельных депутатов в юридической казуистике и напомнил, что они делят шкуру неубитого медведя. Речь губернатора убедила парламентариев, и они дружно согласились с первоначальным вариантом.

Впереди депутатов ждут главные сражения - постатейное распределение доходов.

Доходы - 25248636 тыс. руб.

Расходы - 26289356 тыс. руб.

Дефицит - 1040720 тыс. руб.

Работать будем на 5% больше, а жить - на 8% лучше

Доходная часть краевого бюджета на 2006 год была сформирована на основе прогноза экономического развития региона, разработанного специалистами Главного управления экономики и инвестиций.

Итак, рост валового регионального продукта (аналог ВВП) прогнозируется не менее чем на 5,1%. При этом сфера услуг возрастет на 6,8%, а промышленность - только на 1%. Но даже такая низкая положительная динамика представляется маловероятной экспертам "СК" с учетом непрекращающегося в текущем году падения объемов промышленного производства. Однако авторы прогноза считают, что прирост будет обеспечен за счет пищевой промышленности, производства машин и оборудования, стройматериалов и обработки древесины.

Сельское хозяйство края "поднимется" на 2,9% благодаря тому, что крестьяне соберут на 10% больше зерна, а производство молока и мяса стабилизируется.

На это председатель комитета по аграрной политике крайсовета Николай Золотухин на сессии авторитетно заявил, что в следующем году роста зернопроизводства не будет даже на уровне 5%.

Рост тарифов на основные услуги естественных монополий, считают в ГУЭИ, не превысит 7%. При этом уровень инфляции ожидается в пределах 8-9,5%.

Темпы роста реальных доходов населения прогнозируются на уровне 108,6%. Среднемесячная зарплата увеличится до 6152 руб. Это позволит снизить долю бедного населения в Алтайском крае до 25,3%.

Депутаты говорят

, депутат Госдумы:

- Алтайский край имеет самую большую помощь из федерального бюджета после Дагестана и Якутии.

, председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике:

- С 2006 года мы передаем 10% налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, хотя имели право оставить эти доходы на краевом уровне. Мы пошли на такое перераспределение, чтобы в рамках реализации Закона 131- ФЗ их поддержать.

, зампредседателя по аграрной политике и природопользованию:

- Необходимо провести анализ налоговых поступлений по отраслям. Ряд заводов не платит в бюджет края. Обороты у торговли миллиардные, а поступлений в бюджет - крохи.

, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию:

- Нужны неординарные меры, чтобы оживить реальный сектор экономики.

, председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике:

- Мы по-прежнему пытаемся лечить весь край от всех болезней разом. Опять всем раздадим по чуть-чуть и ни одну проблему не решим.