Как строился Интернет в Алтайском крае

сентябрь 26, 2012

30 сентября многие российские пользователи Сети отмечают День Интернета. 14 лет назад в этот день выяснилось, что ко Всемирной паутине имеют доступ 1 млн. россиян. Сегодня месячная аудитория Интернета в России — 54,5 млн. человек. По данным "Яндекса", в последние два года она росла в среднем на 17,5% и в основном за счет регионов, в том числе нашего края. За свою недолгую историю Интернет на Алтае успел трансформироваться из просто способа связи в бизнес. Бывшие и нынешние участники этого процесса помогли вспомнить, как это было.

Интернет в нашем крае этой весной стал по западным меркам "совершеннолетним": 18 марта ему исполнился 21 год, считая с момента первого модемного соединения между Москвой и Барнаулом в 1991 году. До середины 90-х Интернет был всего лишь электронной почтой, письма по которой могли идти до адресата примерно час. У истоков становления Сети в нашем крае стояли ученые из АлтГТУ и АГУ.

Александр Максимов,
бывший проректор по информатизации АлтГУ:

Скорости поначалу были очень низкие — до 2,4 Кбит/с. С ними можно было обмениваться текстовыми файлами, очень медленно скачивать их. Ни о каких изображениях речи не шло, конечно… В 1995 году АлтГУ создает свой первый сайт на Алтае (и пятый в России). Но в 1995–1997 годах в основном активно пользуются электронной почтой, как правило, некоммерческие организации. До нулевых предпринимателям Интернет был не особо интересен, потому что он был малораспространен и не интересовал большую часть их клиентов.

В 1997 году в классическом университете при поддержке благотворительного Фонда Сороса открылся первый интернет-центр. На его оснащение ушел 1 млн. долларов. Потом такие точки открытого доступа открывались в образовательных учреждениях по всему региону. А поначалу в центр при АлтГУ на первую в жизни встречу с Всемирной паутиной стекались люди со всего края, из самых дальних его мест.

В районы Интернет пошел с 2001 года, но до 2006-го развивался там медленно. Только к 2007 году по федеральной программе к Сети подключились все школы Алтайского края.

"Благодаря первой точке доступа в университете народ "распробовал" это дело, — констатирует еще один основоположник Сети в крае Борис Овечкин, директор Барнаульского городского центра новых информационных технологий. — Как следствие, появилось много потенциальной целевой аудитории для провайдеров".

Все больше и быстрее

Таким образом, Глобальная сеть проникала в край постепенно и в основном через образовательные учреждения. Спрос породил предложение: к началу нулевых многие технические кадры из компании "Алтайтелеком" поспешили основать свои фирмы, предоставляющие доступ в Интернет. Так к 1998 году в крае появились провайдеры "Имекс-телеком", "Барнаул.ру", "Баррт" и другие.

По словам Елены Клюшниковой, бывшего соучредителя провайдера Inteleca, уже тогда было очевидно, что средства связи (мобильные и виртуальные) будут все более востребованы и на них стоит строить бизнес.

Елена Клюшникова,
бывший соучредитель провайдера Inteleca:

О появлении полноценного Интернета стало можно говорить только в середине нулевых. При этом скорости были невысокими, что объяснялось монополией на каналы "Сибирьтелекома", вобравшего в себя "Алтайтелеком" в 2002 году. Подключение тогда было недешевым, причем для юрлиц оно стоило дороже — около 70 тыс. рублей. Чтобы обойти высокий тариф, компании за 1,5 тыс. рублей подключали к Сети своего сотрудника как физлицо и через него выходили в Интернет.

В 2001 году, по данным Мин­связи, в крае получили лицензию на провайдинг около 200 организаций. При этом действующих провайдеров тогда было около 15, и Интернет все еще был дорог.

Спустя шесть лет Inteleca впервые на Алтае предложила безлимитные тарифные планы для физлиц по московским стандартам — в десятки раз более дешевые, чем у остальных местных провайдеров. Стандартные для того времени 256 Кбит/с стоили 400 рублей в месяц, а месяц со "сверхскоростью" 2 Мб/с обходился в 1,5 тыс. рублей. В то время как "Сибирьтелеком" располагал тогда безлимитным подключением максимум на скорости 128 Кбит за 2,1 тыс. рублей в месяц, а безлимитку "быстрее" 256 Кбит/с не предоставлял вовсе.

Сейчас, когда на алтайский рынок пришли федеральные операторы связи и поделили его, скоростью Интернета уже никого не удивишь: она доходит до 100 Мб/с, при том что наиболее востребованными в алтайских городах остаются 8–40 Мбит/с, в селах — 0,5–8 Мбит/с.

Юрий Терентьев,
директор алтайского филиала "Ростелекома":

Среди основных трендов развития рынка телекоммуникаций на ближайшее время стоит выделить укрупнение основных игроков, предоставляющих полный набор услуг от одного оператора под единым брэндом. Провайдеры вынуждены будут и дальше развивать инфраструктуру под растущие запросы абонентов. Актуальным остается и предоставление контент-услуг, например интерактивного телевидения. Если скорость в крупных городах уже стала более или менее комфортной для клиентов, то потребность в качественном контенте будет только возрастать.

Возможности без границ

Компаниям-потребителям оставалось только радоваться заходу "федералов": Интернет подешевел и ускорился. К концу нулевых доступный и быстрый выход в Сеть получило большинство алтайских офисов. В это же время госорганизации начали принимать от бизнеса отчетную документацию в электронном виде. Так что сегодня мало какой предприниматель обходится без Интернета.

Александр Тамплон,
технический директор компании Enterra:

Наша работа, конечно, тесно связана с Глобальной сетью, поскольку мы специализируемся на программном обеспечении. Поначалу, когда Интернет был дорогим, а каналы узкими, у нас в компании были ограничения по трафику. Мы пытались следить, чтобы канал не забивался, когда у нас, допустим, было общение с клиентом. Считали трафик на человека, у всех был лимит. Сегодня таких проблем нет.

Также Интернет быстро стал интересен предприятиям как мировая арена, где можно показать себя. Уже в начале нулевых на Алтае были компании с корпоративными сайтами, правда, немного. "В основном это были те, кто стремился работать за рубежом. За границей считалось, что выходить на партнера, у которого нет своего сайта, не стоит", — поясняет Александр Максимов.

Поэтому в начале нулевых на Алтае возникли первые веб-студии, занимающиеся созданием сайтов. По мере развития Интернета у них рос ассортимент услуг и количество клиентов.

Татьяна Газукина,
директор интернет-агентства "Митра", которое было создано 12 лет назад:

Первые алтайские веб-студии занимались в основном созданием сайтов, что как раз было связано со слабым проникновением Интернета в регионе. Это было не самое прибыльное дело. Поэтому поначалу у нас почти не было конкурентов. Когда в Сети выросло количество сайтов, появилась потребность конкурировать за место в поисковике. Появились услуги SEO-продвижения. Затем поисковики запустили контекстную рекламу... Конкуренция на рынке возросла к 2007–2008 годам. Год назад в крае было уже около 30 веб-студий разного уровня (без учета совсем маленьких).

Сегодня, по версии "Яндекса", свои сайты есть у 37% организаций края, половина из которых коммерческие. При этом эксперты видят в Интернете большие перспективы для бизнеса. Директор компании "Кинетика" Алексей Самойловубежден, что распространение таких сервисов, как Google Docs (бесплатный текстовый редактор онлайн), приведет к переводу ИТ-инфраструктуры бизнеса в "облако" в Интернете. Он также считает, что качество сайтов у среднего и крупного бизнеса будет расти, а малый бизнес уйдет в социальные сети.

При этом мало кто из экспертов верит в то, что разросшийся Рунет в ближайшее время удастся подчинить цензуре. Хотя технологии, позволяющие фильтровать и каталогизировать информацию, будут развиваться. Александр Максимов заранее предрекает новатору в этой области миллионное состояние.

Опрос. А вы как познакомились с Интернетом?

Андрей Малетин,
директор компании "Фабрика бонусов":

Впервые вышел в Сеть классе в седьмом-восьмом, нас привели в интернет-центр АГУ. Главная интрига была в момент записывания в группу перед первым посещением интернет-центра: все обсуждали Интернет, но никто там еще не был. И вот мы пришли, нам выдали логин и пароль, была очередь… Наконец, сели – и не знали, что делать дальше! В школах не преподавали информатику: это был для меня еще и первый опыт работы за компьютером.

Владимир Устинов,
руководитель крестьянско-фермерского хозяйства в Косихинском районе:

Тесное знакомство началось четыре года назад, до того времени у нас в селе не было скоростного Интернета. Началось с сайта "Мемориал", который помогает родственникам найти погибших в Великой Оте­чественной войне. Через полгода работы я нашел могилу своего деда, похороненного в Липецке. Интернет — крайне полезная вещь, своей жизни без него я сегодня не представляю.

Дмитрий Белоусов,
директор Алтайского биофармацевтического кластера:

Впервые узнал, что такое Интернет, в институте в 1998 году. У нас в Бийске это тогда была единственная точка, где к нему был доступ. Я зашел в "Яндекс" в поисках какого-то материала по химии. Но был разочарован: полезной информации почти не нашел, много было скорее чего-то развлекательного. Да и скорость тогда была невысокая, страница открывалась минут пять. Положительный опыт пришел позже, когда открылся сайт Gismeteo — вот это произвело впечатление.

Андрей Серов,
директор компании "Брокеркредитсервис":

Свое первое знакомство с Интернетом я припоминаю с трудом. Несмотря на то что у меня вся работа выстроена на Сети, я вообще не склонен переоценивать ее как явление, отношусь к ней достаточно ровно. У меня до сих пор нет аккаунта в Facebook. Интернет — просто еще один инструмент для работы, никакой ценности он для меня не представляет. Ценность — это семья и друзья.

Справка

Международный день Интернета пытались ввести несколько раз, но ни одна из дат так и не стала общепринятой. Международный день Интернета празднуется 4 апреля — в день смерти святого Исидора Севильского, покровителя учеников и студентов, создавшего первую в истории энциклопедию Etymologiae в 20 томах.

17 мая 1991 года — еще один неофициальный день рождения Интернета. До этого существовали только электронная почта, новостные рассылки и перекачка файлов. А в этот день был утвержден стандарт для страниц WWW (англ. World Wide Web), который стал основной для Интернета в его нынешнем виде.

В России прижилась дата 30 сентября. Компанией IT Infoart Stars фирмам и организациям было разослано предложение поддержать собственную инициативу, состоящую из нескольких пунктов: назначить 30 сентября Днем Интернета, ежегодно его праздновать и провести 30 сентября 1998 года "перепись населения русскоязычного Интернета".