Реформа пенсионной реформы

октябрь 16, 2012

Максим Герасимюк
Олег Богданов

Президент приступил к самой опасной за последние годы социальной реформе — реформе пенсионного обеспечения. Эту проблему, как застарелую болезнь, долгое время власти пытались отложить на лучший день. Или лечили ее с помощью слабительного в виде какого-нибудь накопительного элемента. Но в итоге болезнь дошла до той стадии, когда никакие лекарства пациенту уже не помогут — надо резать по-живому. Вот и предлагается резать. Точнее, отрезать.

Когда ко мне все эти годы приходили пенсионные "письма счастья", я не знал, как на них реагировать. Это как сигнал из космоса — радоваться ему или огорчаться? Жизненные реалии таковы, что доверие населения к действующей на сегодня в стране пенсионной системе остается крайне низким. В сознании большинства населения распространен тезис "Все равно, обманут". Как ни заманивали будущих пенсионеров рекламой в различные негосударственные пенсионные фонды, как ни обещало государство удвоить им суммы накоплений, ничего не помогало. Еще пару лет назад стало понятно, что дыра в бюджете Пенсионного фонда уже такая триллионная, что ее никаким фиговым листочком не прикроешь. Одна пенсионная реформа закончилась, начинается другая.

Что же произошло за это десятилетие? Если подводить краткие итоги, то можно заметить, что пенсия по старости в среднем все равно остается довольно низкой, хотя государство все время пытается ее увеличить. Ресурсов для наращивания, очевидно, не хватает. На фоне современного роста зарплат перспектива получать в старости 9–12 тыс. рублей выглядит страшной. Во-вторых, число различных льготников в стране за десятилетку значительно выросло. Но при этом многие из них продолжают успешно работать. К примеру, директорами по безопасности в каких-нибудь крупных корпорациях и пр. В-третьих, несмотря на господдержку стариков, продолжительность жизни в России остается в среднем на 10 лет меньше, чем в странах Европы. А это означает, что просто так сдвинуть на несколько лет вперед пенсионный возраст у нас не получится.

Правительством подготовлен пакет законопроектов, направленных на постоянное и существенное пополнение бюджета Пенсионного фонда. Президент предложил широко обсудить реформу. Но в данном случае обсуждение, на мой взгляд, будет сводиться к тому, на кого именно переложить дополнительную ношу. Кто будет тем ишаком, который сможет выдержать еще одну финансовую нагрузку? Ответ, извините, очень простой — тот же, кто ишачит сегодня.

Авторы новой реформы признают следующее: страховая нагрузка на реальный сектор экономики в ближайшие три года будет увеличиваться. Государство при выходе человека на пенсию готово обеспечивать ему (при нормативном страховом стаже) 40% утраченного заработка. Но эта цифра, оговаривается Минтруд, к 2030 году может вырасти и до 70%, если завтрашнему пенсионеру сегодня поможет его работодатель (корпоративный пенсионный тариф) или он сам решит свои проблемы.

Также государство активно берется за повышение страховых платежей в Пенсионный фонд от так называемого самозанятого населения. Логика государства такова: в эту категорию граждан сегодня попадают достаточно обеспеченные люди: предприниматели, нотариусы, адвокаты, фермеры. Но платят они в ПФР несоразмерно мало (около 14,5 тыс. рублей в год). Значит, их следует основательно подгрузить. Думается, именно вокруг этой проблемы развернутся основные споры. Потому что сельский предприниматель — не чета городскому.

Вопрос же с наемными работниками тех же самых индивидуальных предпринимателей авторы реформы предлагают решать так (цитата заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Пудова): "В долгосрочной перспективе в рамках этого направления мы предполагаем возможность предоставления права выбора данным застрахованным лицам: платить так же, как и наемным работникам, чтобы их права формировались в более полном объеме и была возможность претендовать на тот размер пенсионного обеспечения, который есть у наемных работников".

Вы согласны с этим? Если нет, пора открывать дискуссию.