октябрь 26, 2012
22 ноября в Москве открылся первый международный форум "Антиконтрафакт – 2012", в работе которого принял участие российский премьер Дмитрий Медведев. Основными темами трехдневного форума "Антиконтрафакт – 2012", собравшего в Москве более 1,5 тысяч участников как из нашей страны, так и из-за рубежа, стали защита интеллектуальной собственности, противодействие обороту контрафактной фальсифицированной и некачественной продукции.
В ходе своего выступления Дмитрий Медведев заявил, что бороться с распространением подделок нужно не карательными мерами, а мотивируя граждан покупать только "белые" товары. Для российского рынка контрафакт остается одной из актуальных проблем. По данным МВД, в среднем он составляет 20 %. В текстильной и легкой промышленности доля контрафактной продукции доходит до 30 %. Подделки присутствуют в парфюмерных изделиях, товарах бытовой химии и даже продуктах питания. Только за девять месяцев 2012 года правоохранительные органы выявили более 2,5 тыс. преступлений, связанных с контрафактом, изъяли и наложили арест на имущество общей суммой в 402 млн. рублей.
23 ноября на форуме выступил член Совета Федерации ФС РФ, представитель от Алтайского края, Юрий Шамков с докладом: "Проблемы контрафакции на рынке программного обеспечения и государственная стратегия интеллектуальной собственности" (законодательный аспект).
Основным ориентиром законотворческой деятельности Комитета Совета Федерации по экономической политике, который я здесь представляю, является создание правовой базы, обеспечивающей устойчивое развитие механизмов рыночного хозяйства. Перевод нашей экономики в 1990-е годы на рыночные рельсы обусловил ее открытие - экономика России стала частью мировой экономики, которая развивается на пути построения постиндустриального, информационного общества. 7 февраля 2008г. Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил своим Указом (№ Пр-212) Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации. Это масштабный документ, определяющий приоритетное развитие всей страны на перспективу, является основой для подготовки концептуальных документов, в том числе законов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества.
В процессе построения информационного общества государственная экономическая политика отдает приоритет информационному сектору экономики, интеллектуальная собственность в котором выступает как основа современной экономической модели развития, а развитие рынка интеллектуальной собственности является условием эффективности всей национальной экономики, гражданского общества, роста его интеллектуальной активности. Однако рынок может эффективно развиваться только на основе целенаправленной государственной информационной политики, качественной стратегии в сфере интеллектуальной собственности на государственном уровне. В первую очередь, это касается создания условий для развития малого и среднего бизнеса (в том числе венчурного) - без их активного развития эту задачу практически не решить: так устроен бизнес, что именно малое и среднее предпринимательство двигает, развивает отрасль, создает и внедряет новые прорывные технологии. Крупный же бизнес, в частности госкорпорации, извлекают прибыль из их массовой эксплуатации. Например, в России, с её переходной экономикой, ни одна корпорация за последние 20-30 лет ничего прорывного не предложила. У нас явно доминирует недооценка роли и значения малых и средних предприятий в формировании отечественной инновационной экономики "снизу" как наиболее "чувствительных" субъектов инновационной системы в условиях глобальной конкуренции.
Модернизация экономики и общества в целом на этапе формирования информационного общества, который сегодня характерен для Российской Федерации, происходит, в основном, за счет развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий, Интернета, всеобщей компьютеризации, а программное обеспечение для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) является одним из самых востребованных обществом продуктов. В этой связи закономерным выглядит то, что во всем мире деятельность программиста считается творческой, а ее результаты — интеллектуальной собственностью.
Вопросам правовой охраны и защиты программного обеспечения в последнее время в нашей стране уделяется большое внимание. И это связано не только со вступлением России в ВТО, но и требованиями инновационного развития. Отсутствие условий для реализации интеллектуальных прав ведет к снижению инвестиционной привлекательности сферы создания и использования объектов авторского и смежных прав, к которым относится программное обеспечение, что не отвечает интересам общества и государства. Контрафакт ведь вредит не только потребителям, он способен серьезно подорвать основы ведения честного бизнеса, препятствовать работе порядочных предпринимателей.
Проблема контрафакта остается для мировой экономики одной из самых злободневных. По оценке Всемирной таможенной организации и Международной торговой палаты, из-за контрафактной продукции мировая экономика теряет примерно 600 миллиардов евро в год или 5-7% от мирового оборота фирменных товаров.
Компьютерное пиратство остается одним из главных препятствий для роста ИТ-индустрии. По данным Ассоциации производителей программного обеспечения, уровень использования нелицензионного программного обеспечения, установленного на персональные компьютеры, в России в 2011 году составил 63%, а его коммерческая стоимость составила 3 млрд. 227млн. долларов США. Сокращение пиратства на 10% дало бы России дополнительный ВВП в размере 8,5 млрд. долларов США, 12 тысяч 500 новых рабочих мест и дополнительный доход от налогов 355 млн. долларов США.
Пиратство в России – больше чем пиратство, это стиль жизни, а борьба с пиратством это стиль жизни в квадрате. Почему пираты, или нарушители закона, столь живучи? Проводится огромное количество рейдов, изымается большое число контрафактной продукции, правообладатели снижают цены, а пиратство живет и процветает. К сожалению, в России воровство авторской продукции не расценивается гражданами как серьезное преступление, и пока люди не поймут, что покупать пиратские диски - это то же самое, что взять деньги из чужой квартиры, полностью победить производителей контрафакта не удастся. Исторически сложившиеся в СССР отношения к результатам интеллектуальной деятельности, где был свободный и бесплатный доступ практически к любым знаниям, сегодня негативно влияет на освоение интеллектуальной собственности как новой для нас культуры отношений.
Борьба с контрафакцией за последние годы в нашей стране усугубилась ввиду отсутствия ясной системной политики в данном вопросе. Отсутствие единой идеологии и системного подхода - сегодня за интеллектуальную собственность и инновации в России отвечают восемь государственных органов, сказывается на её результатах и вопрос ликвидации ведомственной разобщенности стоит довольно остро. Масштабы контрафакции не уменьшились, хотя количество "борцов" многократно увеличилось. Например, в октябре 2012 года компания Microsoft подвела итоги исследования использования пиратской версии Windows в регионах России.
Города с самыми высокими суммарными показателями пиратства:
- Улан-Удэ 41%
- Петропавловск-Камчатский 38%
- Челябинск 35%
- Йошкар-Ола 34%
- Оренбург 33%
- Псков 33%
- Кострома 32%
Городами с самым высоким уровнем предложений по установке пиратского ПО в магазине (21-25% точек) оказались Нижний Тагил, Оренбург, Астрахань, Челябинск.
В Москве 24% торговых точек компьютерной розницы в том или ином виде продолжают рекомендовать пиратское программное обеспечение, а в 13% магазинов предлагают установить нелицензионную операционную систему прямо в магазине. Это самый циничный вид пиратства.
По результатам проведения исследования к октябрю 2012 года правоохранительными органами России было инициировано более 1000 проверок среди распространителей нелицензионного программного обеспечения, по их итогам возбуждено более 400 уголовных дел (по статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации "Нарушение авторских и смежных прав"). Часть нарушителей были привлечены к ответственности по статье 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав).
Требуется развитие базовых рыночных механизмов саморегулирования. Именно через эти базовые механизмы в высокоразвитых странах эффективно пресекают производство и торговлю контрафактной продукцией. Организации правообладателей интеллектуальной собственности законно и эффективно должны бороться с нарушителями исключительных прав от лица их правообладателей, сотрудничая с органами местного самоуправления и саморегулируемыми организациями. А государство должно иметь механизмы стимулирования лиц, содействующих выявлению контрафактного производства и торговли. При этом важно не забывать, что борьба с контрафакцией, с пиратством – это не самоцель. Задача государства - создание среды для формирования рынка прав на объекты интеллектуальной собственности, способной "включить мозги нации" в экономический оборот и стабильно наращивать доходы государства в бюджете. Например, на компьютерах граждан скопились терабайты контрафакта. По этой причине должна быть произведена легализация программного обеспечения, т.е. вчера программа была контрафактом, а завтра - уже легальное программное обеспечение. В этой связи есть смысл обратиться к специализированным фирмам, задача которых именно легализация программного обеспечения - новая услуга на рынке интеллектуальной собственности.
Предстоит ещё разработать концепцию данного механизма.
В настоящее время вся национальная законодательная база России в отношении интеллектуальной собственности объединена в четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации. С её принятием изменился подход законодателя к определению понятия интеллектуальная собственность, которая теперь определяется не как совокупность прав, а как результат интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ). Таким образом, законодатель рассматривает интеллектуальную собственность уже не как право на результат, а непосредственно как сам результат. При этом данное понятие раскрывается через исчерпывающий перечень объектов.
В Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля сего года и принятый в 1-ом чтении 27 апреля. Рассмотрение во втором чтении должно состояться 26 октября 2012 года. Отмечая положительные моменты данного законопроекта по улучшению российского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, одновременно следует сказать, что изменения, касающиеся программного обеспечения для ЭВМ, которые он вносит, не выходят за рамки действующей до сих пор концепции.
В плане защиты программного обеспечения для ЭВМ следует отметить, что ответственность за использование контрафактных копий несет не только предприятие, но и физическое лицо, отвечающее за его деятельность, то есть системный администратор (сисадмùн).
Институт защиты права интеллектуальной собственности носит комплексный характер, поскольку такая защиты может осуществляться в трех формах: судебной (в сфере гражданского и уголовного судопроизводства), административной и самозащиты. При этом применение публично-правовых методов (например, административных и уголовно-правовых), обусловленных, в частности тем, что защита интеллектуальной собственности является составляющей государственной безопасности, не должны подменять частно-правовые, но эффективно их дополнять. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что охрана и защита должны предоставляться не самим объектам, относящимся к интеллектуальной собственности, как это в настоящее время следует из анализа ст. 1225 ГК РФ, а правам субъектов на эти объекты, поскольку право призвано регулировать отношения между субъектами по поводу объектов.
И, в заключение своего выступления, хотел бы обратить внимание присутствующих ещё на один, на мой взгляд, очень важный аспект проблемы. Учитывая значение интеллектуальной собственности на данном этапе развития общества в исполнительной и в судебной ветвях власти созданы специализированные структуры на самом высоком уровне. Однако ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации ничего подобного нет (советы на общественных началах не в счет, они проблемы решить не могут). И не удивительно, что российское законодательство до сих пор мало стимулирует инновационную деятельность и должным образом не защищает права авторов и правообладателей. Отсюда неудовлетворительная статистика Роспатента относительно аналогичной статистики ведущих стран мира, а также не прекращающаяся утечка наших интеллектуальных активов за рубеж, начиная со специалистов, ученых, изобретателей, выпускников технических вузов. Комплексного междисциплинарного (не чисто юридического) подхода к развитию законодательства по интеллектуальной собственности до последнего времени у нас нет.
Спасибо за внимание.