ноябрь 8, 2012
Надежда Скалон.
Анна Зайкова
Сегодня философствовать не хочется. Задаю конкретный вопрос: зачем нужна была реформа ЖКХ, если управляющие компании работают, как жилтресты или ЖЭКи советского времени, только еще хуже? За редкими, конечно, исключениями.
То, что их великое разнообразие (в Барнауле – больше 70), дела не меняет. Конкуренция в этой сфере – миф. Доказано экономистами: там, где продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель, на рынке начинают доминировать товары с низким качеством. Думаю, это же касается и услуг ЖКХ. Выбирают сплошь и рядом плохое или… еще хуже. Может, они борются за качество, а мы этого не замечаем? Тоже нет. Каждый год растет число жалоб на услуги ЖКХ.
А вот информация к размышлению для тех, кто уверен: все проблемы с обслуживанием домов – в пассивности жильцов. В прошлом году одна УК отказалась от обслуживания сразу пяти-шести домов – что-то ей жильцы не понравились. Слишком активные. Согласитесь, добиться от наших компаний результата могут только самые грамотные и упорные. Где взять столько грамотных и упорных?
Есть и еще один фортель этих компаний, в котором не могут разобраться и грамотеи: они добавляют к показанию квартирного водосчетчика еще примерно столько же кубометров – якобы это перерасход, который показывает общедомовой счетчик. Моя знакомая вылила в квартире шесть кубов, а добрая УК начислила ей еще шесть, сказав, что это общедомовые нужды. Вы представьте себе этот дополнительный объем, пересчитав на число жильцов. Это ж сколько было вылито на мифические общие нужды?
А ведь причины того, что сумма показаний квартир и общедомового счетчика не сходится и появляется неоплаченная разница, известны, и в компаниях о них не могут не знать – только выявлять не хотят.
Первое: там, где прописан один, живет бригада, а платят за одного (без счетчика). Второе: в квартирах без счетчика течет унитаз. Третье: кто-то занижает показания своего счетчика. Четвертое: капает в подвале (только не надо про технологические сливы: сливают воду один-два раза в году, а начисляют излишки всегда).
Кто отвечает за течь в подвале? За проверку счетчиков, работу с должником из квартиры номер пять? УК или Вася из квартиры номер шесть? Конечно, Вася, а также Петя, Маша и прочие, полагают многие компании. Куда проще переложить все на жильцов – авось прокатит. Иногда я думаю: это вопрос не плохого менеджмента, а этики: нельзя ж так не уважать клиента, от денег которого ты полностью зависишь…
За семь лет реформ улучшений в работе УК не видно. Что делать? Учить жильцов в принудительном порядке? Пригласить в этот бизнес иностранцев с хорошей репутацией, чтобы они показали, как надо работать? У вас есть предложения?