Люди дела идут?

март 22, 2006

Несколько лет назад мне довелось наблюдать, как один из крупнейших в России металлургических комбинатов, руководству которого надоело, что деньги есть, а влияния мало и приходится эти деньги по малейшему поводу отсыпать всевозможным государственным дядям, двинул своих людей во власть. В депутаты разных уровней. Заматеревшие в бизнесе, отбившиеся от антидемпингового процесса в Китае, в нашей родной политике они оказались просто детьми. И проиграли. Хотя кандидаты у них были вполне достойные, и денег на кампанию комбинат угрохал изрядно. Но аналитик рынка цветных металлов слабо разбирался в политических реалиях, а предвыборный лейбл "Люди дела" ассоциировался тогда с "деловыми" из криминала.

Металлурги, как мне кажется, опережали тогда время. Они верно поняли, что политика - тот же бизнес. Но политика у нас тогда была лишь инструментом ведения бизнеса. Собственно бизнесом (как минимум одной из его составляющих) она становится только сейчас. И наши состоявшиеся бизнесмены, идущие в политику, это отлично понимают. И им уже не нужны экстремалы с депутатскими мандатами, которые все это время были их "лоббистами". Серьезный человек серьезные дела решает сам, лично.

Если уж власть и бизнес в стране так тесно сплелись (что, вообще-то, зовется в приличных местах коррупцией), бизнесмену, заботящемуся о сохранении и развитии своего дела, сам бог велел идти во власть. Вот они и пошли. И смешно сетовать, что нынче они покупают голоса за полтинники. Да не идут они в "народные избранники", они просто идут к своей цели - стать властью, которая обеспечит рост их бизнесу. Остальное - лирика. Они давно прекрасно знают, что из партии удобнее всего сделать фирму - так она эффективнее функционирует.

Вот такие господа, похоже, и одержали победу на выборах 12 марта. "Люди дела". Оппоненты могут плакать и печалиться, но единственный выход для них - найти свою цель, если угодно - куда более прогрессивную и благородную. И с ней идти во власть. Но чтобы именно цель, а не намерения и обещания улучшить жизнь электорату. Не верит он в это уже. Он уже тоже верит в то, что политика - бизнес. И сам торгует, насколько возможно. Голоса вот свои продает состоявшимся бизнесменам.

Иван ВЛАСОВ, заместитель шеф-редактора "СК".