Автоновости

Бензиновый кризис охватывает новые регионы России

Разразившийся на прошлой неделе бензиновый кризис в Алтайском крае - не единичный случай в России. Схожая ситуация развивается в Белгородской, Брянской и Мурманской областях, а также в Красноярском крае. Там, по данным Газеты.ru, АЗС крупных нефтекомпаний отпускают топливо только по топливным картам, а частные бензоколонки подняли цены.

ФАС подозревает сговор компаний и инициировала проверку. В Российском топливном союзе уверены, что нефть, предназначенная для внутреннего рынка, ушла на экспорт.

Дефицит бензина популярных марок Аи-92 и Аи-95 в Алтайском крае побуждает водителей делать запасы топлива, а недобросовестных владельцев бензоколонок – повышать цены на свою продукцию. В понедельник стало известно, что два крупнейших региональных оператора, "Роснефть" и "Газпром нефть", ограничили продажу бензина в связи с дефицитом. Бензин продают только корпоративным клиентам, не более 30 литров в одни руки. Некоторые АЗС полностью прекратили работу, а оставшиеся частные бензоколонки подняли цены в среднем на 2–3 рубля за 1 литр.

Виктор Клепиков,
председатель алтайского регионального отделения Федерации автовладельцев России:

На прошлой неделе, во вторник, мы получили информацию о дефиците бензина в Рубцовске, в четверг – в Бийске. К субботе практически весь Алтай испытывал дефицит бензина и солярки. До этого средняя цена на бензин была в районе 21,43 рубля за литр. Теперь независимые автозаправки подняли ее до 23–24 рублей. Выстраиваются огромные очереди. Никто не может понять, в чем дело. Такая же ситуация и в Красноярске.

На мой взгляд, существует сговор крупных игроков рынка с целью вытеснения мелких бензоколонок. Бензин все получают с одних и тех же НПЗ, а других крупных компаний, например "ЛУКойла" или ТНК, в регионе нет.

Клепиков заявляет, что из 850 АЗС в Алтайском крае половина принадлежит "Роснефти" и "Газпром нефти".

Версии о сговоре придерживаются и в управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю. Ведомство уже потребовало от региональных операторов топливного рынка объяснения причин сложившегося дефицита. "Кроме того, в управление поступило заявление от Алтайского топливного союза. По мнению его представителей, общества, входящие в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), занимающиеся оптовыми, мелкооптовыми поставками, осуществляют действия, направленные на ограничение доступа независимых участников рынка к нефтепродуктам, необходимым для бесперебойной деятельности сети АЗС", – сообщает РИА "Новости" со ссылкой на представителя алтайского УФАС.

В Российском топливном союзе считают, что дефицит бензина в Алтайском крае связан с тем, что крупные компании-поставщики из-за ценовых ограничений, введенных ФАС, увеличили экспорт за счет предназначенной для внутреннего рынка нефти. Таким образом они решили увеличить прибыль.

Григорий Сергиенко,
исполнительный директор Российского топливного союза:

Мы встречались с главой ФАС Игорем Артемьевым по поводу ситуации на Алтае. Объективная реальность такова: большая часть АЗС края выполняет только ранее оплаченные обязательства перед госструктурами (ЖКХ, полицией и т. д.), обычным потребителям продавать нечего. Это связано с тем, что из-за более низкой доходности внутреннего рынка "Роснефть" и "Газпром нефть" перенаправили поставки на экспорт, а Алтаю топлива уже не хватает.

В свою очередь, в "Роснефти" дефицит бензина на Алтае объясняют сокращением поставок другими нефтяными компаниями и трейдерами. По словам официального представителя нефтяной компании, с учетом сложившейся ситуации президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов 24 апреля поручил дополнительно поставить в регион 5 тысяч тонн дизельного топлива с Ачинского НПЗ. "В первую очередь, чтобы обеспечить сельскохозяйственных производителей, вступающих в фазу весенних полевых работ. И сбалансировать рынок нефтепродуктов в целом", – пояснил представитель компании. Губернатор Алтайского края Александр Карлин в понедельник попросил не нагнетать панику и заверил, что контролирует ситуацию. Он обратился к руководителю "Роснефти" с просьбой обеспечить топливом весенне-полевые работы в регионе.

Дефицит бензина наблюдается и в Белгородской области. Водители вынуждены ехать в другие регионы, чтобы заправиться. На местных АЗС нет бензина самых ходовых марок, Аи-92 и Аи-95. Бензоколонки, принадлежащие "Роснефти", отпускают топливо только по топливным картам, а на частные заправки выстраиваются огромные очереди.

"На АЗС "Роснефть" заправляют только по топливным картам. На других заправках бензин иногда продают за деньги, но очереди огромны, таких не видели уже очень давно. Люди заправляют любой бензин с большим запасом", – сообщают белгородские водители.

Работники местных заправок "Белгороднефтеподукт", принадлежащих "Роснефти", подтвердили, что в свободной продаже только дизельное топливо, а бензин отпускается только клиентам, имеющим топливные карты, и в ограниченном количестве – 20 литров для одного легкового автомобиля и 30 литров для внедорожников. С чем связано прекращение поставок, никто не смог объяснить.

"Поставки просто прекратились, и неизвестно, когда возобновятся", – отвечали заправщики.

"Бензина нет, поскольку нефтеперерабатывающий завод "Белогорье-Ойл" закрыт на реконструкцию. Тот объем, который есть в хранилищах, в первую очередь реализуется фермерским хозяйствам в связи с началом посевной кампании", – сообщили "Газете.Ru" на Новооскольской нефтебазе.

Из-за прекративших работу нефтеперерабатывающих заводов пропал бензин и в соседней Брянской области. На заправках "Роснефти" в свободной продаже осталось только топливо марки Аи-98. Остальную продукцию заправщики отпускают по карточкам для спецмашин. "На других заправках литр "девяносто второго" подорожал с 21,50 до 26 рублей", - цитирует "Российская газета" начальника местного управления антимонопольной службы Валерия Рогачева. Перебои с бензином испытывает и Мурманская область.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость