Для начала скажем, что в Европе, на которую в России так любят ссылаться, "средних" автодорожных тарифов вообще не существует. В Германии все автобаны – лучшие в мире! – совершенно бесплатны (хотя Ангела Меркель и поговаривает о введении платы для иностранцев). В Бельгии плату берут лишь за проезд через тоннель Liefkenshoek под рекой Шельда рядом с Антверпеном. В Чехии, Словении, Австрии, Словакии и некоторых других странах платного километража нет в принципе – есть авансовая оплата пользования всеми скоростными магистралями страны: на неделю, 10 дней, месяц и т. д. В Австрии неделя стоит 8 евро, в Словакии месяц – 15 евро: заплати – и катайся хоть до полного одурения. В Литве и Латвии плату берут лишь с большегрузного коммерческого транспорта – автобусов и грузовиков.
Хотя есть и платные дороги. Во Франции 100 км проезда по автобану обойдутся в 5 евро, то есть примерно в 2,5 рубля за 1 км. В Италии поездка по трассе Милан – Неаполь (768 км) стоит 54,7 евро, Неаполь – Салерно (52 км) – 2 евро, Турин – Триест (530 км) – 43,2 евро. В среднем получается меньше 4 рублей за 1 км.
Но нам не пристало мелочиться. В России уже сегодня проезд по 18-километровой платной дороге мимо Одинцово (от МКАД до М1 "Беларусь") стоит 150 рублей – более 8 рублей за 1 км. А Кельбах обещает в будущем году перевод на платный режим участка трассы М11 Москва – Санкт-Петербург на выезде из Москвы (15–58-й км), где цена проезда будет примерно такой же. О каком же еще повышении тарифов можно вести речь, до каких космических пределов? Да их, оказывается, снижать надо, чтобы соответствовать европейским стандартам!
Учтем, что стране позарез нужны новые автодороги, ибо нынешний дефицит составляет около миллиона (!) километров (оценка экс-министра транспорта РФ Игоря Левитина).
А за весь 2013 год введено в эксплуатацию лишь 450 новых и отремонтированных участков федеральных трасс. Если и дальше строить такими темпами, будем тянуть эту "авторезину" более 2222 лет (с Рождества Христова пока прошло меньше).
Но спасут ли страну платные дороги? Увы… Известно, что российские автобаны – самые дорогостоящие в мире.
Специалисты и пресса не раз приводили конкретные цифры: в Китае строительство километра четырехполосной дороги обходится в 2,9 млн долларов, в Бразилии – в 3,6 млн, а в России – в 12,9 млн все тех же долларов. А на сооружении автодороги Москва – Санкт-Петербург стоимость некоторых участков доходила (или доходит) до заоблачных 134 млн за 1 км, на Западном скоростном диаметре Санкт-Петербурга – до 142 млн долларов за 1 км. И так далее.
Не будем сейчас опровергать или даже обсуждать эти цифры. Просто сравним их с планами окупаемости затрат на примере госкомпании "Автодор", созданной для "повышения эффективности дорожной деятельности и формирования внебюджетной базы финансирования отрасли" (провозглашено на сайте компании). И увидим, что за весь прошлый год доходы "Автодора" от сбора платы за проезд составили 1,5 млрд рублей (по другим данным – 1,6 млрд). Планы на нынешний год – 3,2 млрд, на следующий – 8,6 млрд. За ближайшие семь лет автодорожники хотят собрать 133,9 млрд рублей, из которых немалая часть уйдет в расходы (строительство пунктов оплаты, зарплата персоналу и т. д.). То есть денег с трудом хватит на сооружение 20–25 км Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга или 25–30 км нового автобана от Москвы до Питера.
Кстати, Счетная палата недавно нашла в планах строительства первой очереди питерской трассы превышение стоимости строительства на 6,6 млрд рублей – почти столько же, сколько "Автодор" намерен собрать с автомобилистов в будущем году. Но это так, к слову.
Речь надо вести о другом: любые планы строительства автодорожной структуры в стране в расчете на окупаемость затрат за счет взимания платы за проезд – не более чем миф. И это прекрасно понимают российские власти. Например, в строительстве первой очереди петербургской трассы бюджетное финансирование составляет не менее 85%. То есть автобан сооружается практически на государственные средства. Но концессия на сбор платы за проезд по участку 15–58 км почему-то досталась частной компании "Н-транс", точнее, ее менеджменту (информация Newsru.com). А победителем в концессионных конкурсах на платную дорогу Москва – Минск стал ныне знаменитый на весь мир банк "Россия".
В планах – строительство в ближайшем Подмосковье новых платных автодорог. Сначала от МКАД до Ногинска в обход Балашихи. Затем начнется "стройка века" – сооружение Центральной кольцевой автомагистрали (ЦКАД), которая на три четверти должна будет стать платной (кроме двух участков: 89,9 км от Минского до Ленинградского шоссе и 60 км от Клина до Дубны). Областные власти лишь обещают, что жителей Подмосковья освободят от платы за проезд по ЦКАД. И это понятно: не дай Бог, перегородят трассу…
Кстати, первоначальные планы строительства платных автодорог в России предусматривали обязательное наличие бесплатной альтернативы – параллельной трассы, которая была бы не более чем в три раза длиннее платного автобана. Но затем появились расчеты, доказывающие, что в таком случае проезд по альтернативной дороге окажется более дорогим, чем по платной, что делает понятие "альтернативный проезд" формальным. В конце 2009 года Минэкономразвития РФ предложило отказаться от требования обеспечить альтернативный бесплатный проезд. Тогдашний министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что строить бесплатные дороги станут тогда, когда на это появятся средства...
В некоторых регионах власти уже давно перевели на платный режим отдельные участки существующих автодорог, построенных еще в советские времена. В Псковской области это четыре платных участка общей протяженностью 226 км. Плату за проезд по ним берут лишь с иногородних, но немалую: как сообщает местная пресса, стоимость проезда на легковом автомобиле по отрезкам протяженностью от 23,2 до 82,1 км составляет от 150 до 220 рублей. С водителей грузовиков требуют больше – до 1000 рублей. При этом качество самих дорог просто ужасает – "обычный асфальт, испещренный ямами и колеей". А из дополнительных удобств, которые появились на этих дорогах после перехода на платный режим, имеются лишь "шлагбаумы и будки для отъема денег с неприветливыми дамами внутри". В чей карман идет собираемая плата – неизвестно.
Об этом пишет trud.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале