Очаг аварийности
Принятие новых коэффициентов стало некоторой неожиданностью даже для самих страховщиков. Вообще-то, документ с новыми ставками лежал в кабинетах правительства с начала года — оставалось лишь поставить подпись. Но мало кто верил, что власти увеличат нагрузку на кошельки автомобилистов в предвыборный год. Однако 20 июля в "Российской газете" появилось постановление правительства с новыми коэффициентами. В силу оно вступит через неделю после публикации, то есть уже 27 июля полисы будут продаваться по новым тарифам. Коэффициенты применяются к базовому тарифу ОСАГО (он составляет 1980 рублей) и предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам.
Отметим, что еще несколько месяцев назад предполагалось, что для алтайских автомобилистов изменение коэффициентов будет незначительным. Причина — сохранявшаяся рентабельность этого вида страхования в Алтайском крае из-за относительно низкой аварийности. Местные эксперты ожидали, что коэффициенты увеличатся примерно на 0,1 пункта, то есть конечная стоимость полиса вырастет примерно на 10%.
Для сельских территорий края прогноз действительно сбылся — здесь коэффициент увеличился с 0,6 до 0,7. А вот для Барнаула ставка составила 1,7, а это на 0,4 пункта выше, чем было ранее. Аналогичные ставки установлены, например, для Новосибирска, Хабаровска, Иркутска и Московской области.
Дмитрий Тюнин,
директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":
Дело в резко возросшей аварийности, из-за чего повысилась убыточность. Коэффициенты выросли в целом для крупных городов, где расположены основные очаги аварийности. Поэтому логично, что для них ставки стали выше.
Изменились ставки и для молодых и неопытных водителей — среди них, по мнению страховщиков, также повышенный уровень аварийности. Для водителей моложе 22 лет со стажем вождения свыше трех лет
коэффициент вырос с 1,3 до 1,6, для водителей старше 22 лет со стажем до трех лет — с 1,5 до 1,7, а для автовладельцев моложе 22 лет и менее чем с трехлетним стажем вождения — с 1,7 до
1,8.
Также автостраховка подорожает для владельцев малолитражных авто. Поправочный коэффициент к тарифу для машин мощностью от 50 до 70 л. с. увеличился с 0,9 до 1, мощностью от 70 до 100 л. с. — с
1 до 1,1.
С 1,7 до 1,8 увеличивается коэффициент, который применяется в случае, если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг водителей. Для трехмесячного полиса ОСАГО коэффициент повышен с 0,4 до 0,5, для четырехмесячного — с 0,5 до 0,6, для пятимесячного — с 0,6 до 0,65.
Инфляция в 200%
Новые тарифы огорчают водителей, но зато приободрили автостраховщиков. По предварительным оценкам, нововведения позволят увеличить их сборы на 20%.
Александр Осин,
главный экономист "Финам-менеджмент":
Доля ОСАГО в премиях российских страховых компаний в среднем составляет от 15% до 50%, повышение коэффициентов по ОСАГО приведет к росту премий по ОСАГО на 20–30% и доходов страховых компаний на 5–15%.
Впрочем, представители рынка утверждают, что вся прибавка в сборах уйдет на покрытие убытков.
Дмитрий Тюнин,
директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":
Ситуация с убыточностью обострилась настолько, что документ нельзя было не принять. Все больше компаний банкротится. Последний случай — компания "Росстрах", которая имела большой портфель ОСАГО и недавно ушла с рынка. При этом для половины автостраховщиков характерна недостаточность капитала.
С такой оценкой согласны и независимые эксперты. По оценкам г-на Осина, сектор ОСАГО убыточен для страховых компаний: рентабельность на нем составляет минус 5%.
Павел Бунин,
президент Российского союза автостраховщиков:
С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз, в марте 2009 года. Базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу. Накопленная инфляция за это время составила более 200%. Тогда как российский автопарк за время действия закона существенно изменился — произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по "железу", в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормочаса на СТО.
Нынешнее повышение, по всей видимости, не последний шаг государства навстречу страховщикам. Сейчас в правительство также внесены поправки в закон об ОСАГО по увеличению лимита выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 тыс. до 500 тыс. рублей и более чем втрое — максимального лимита выплат за пострадавшее в ДТП имущество, с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. рублей. Одновременно повысится и базовый тариф — по разным оценкам, на 50–58%.
Александр Осин,
главный экономист "Финам-менеджмент":
Эта мера поддержит рынок, но вряд ли будет рыночной по своей сути. Проблема не только в ОСАГО, речь идет о концепции перераспределения рисков государственного бюджета на страховые компании, которые вслед за банковским сектором получают от государства поддержку в антикризисном формате. Но весьма сомнительно, что усиление роли страховых компаний в экономике с сокращающимися темпами потребительского спроса и реальных доходов населения, слабым рынком труда, меры, эквивалентные повышению налогов на потребление, будут эффективны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале