Автоновости

В Алтайском крае начали использовать метан как автомобильное топливо

Как уже писалauto.altapress.ru, в конце июля группа компаний "Газойл" объявила об открытии первой в Алтайском крае АГЗС, где можно заправиться метаном. На сегодня это самый дешевый вид топлива для автомобильного транспорта. Эксперты не сомневаются, что метан в регионе будет востребован, но не приходят к единому мнению о том, как быстро он станет популярным. Пока же "Газойл" и автомобилисты только присматриваются друг к другу: первые изучают спрос, вторые ждут развития инфраструктуры.

В Барнауле заработала первая в крае метановая заправка.
В Барнауле заработала первая в крае метановая заправка.
Иван Кузьмин

Первая метановая заправка региона появилась в Барнауле на пр. Космонавтов, 14-е. На ней же можно заправиться и привычным сжиженным углеводородным газом (СУГ) — смесью бутана и пропана. На ней ездит практически весь газовый транспорт региона. Машин, способных ездить на метане, пока единицы.

Разница между СУГ и метаном в том, что первый — продукт нефтепереработки, хранится и перевозится в сжиженном виде. В регион его доставляют цистернами. Метан же по сути — это привычный нам природный газ. Он на заправку поступает по газопроводу, что сокращает транспортные издержки. Как результат СУГ для потребителя стоит 17,5 рубля за кубометр, а метан — всего 10.

Как работает машина на метане.
Михаил Хозяйкин

Из-за громоздкости баллонов (см. инфографику) метановое газобаллонное оборудование (ГБО) редко ставят на легковые автомобили. Впрочем, многие таксисты да и другие работающие на автомобилях люди такое оборудование все же устанавливают. В основном на этом топливе ходят грузовики и автобусы. В Республике Алтай ездит около сотни "пазиков" с метановыми баллонами на крыше. Развита эта технология и в Томске, где, в отличие от Республики Алтай, не одна метановая АГЗС, а две.

"Строительство таких заправок — дело сложное и дорогостоящее, — отмечает Андрей Катаев, технический директор компании "Алтай­край­газ­сервис", строившей станцию на пр. Космонавтов в качестве подрядчика, не называя при этом суммы контракта. — Есть планы по созданию целой сети таких заправок, но сперва предстоит оценить потребность в них".

Обкатаем, посчитаем

А активность потенциальных потребителей, в свою очередь, будет определяться уровнем развития инфраструктуры, уверен Дмитрий Коровин, начальник краевого транспортного управления. Он напоминает, что в прошлом году премьер-министр Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым к 2020 году до 50% парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники в крупных городах должно быть переведено на газомоторное топливо. "Перспективы есть, особенно по части перевода на метан бензинового транспорта. Но у нас много дизельной техники, а здесь экономия слабая", — говорит Коровин.

На дизельные автомобили пропан-бутановое газовое оборудование не ставится в принципе, метан же приводить в движение дизельные моторы способен. Но в таком случае двигатель работает на смеси дизеля и газа в соотношении примерно 50:50. То есть экономии наполовину меньше, чем с бензиновыми агрегатами.

Но это смущает не всех. Барнаульский автобусный перевозчик Олег Бесчастный уже договорился с "Газойлом" о том, что те поставят на один из его дизельных ПАЗов метановое ГБО (пока такую услугу предоставляют только они). "Попробуем, обкатаем, посмотрим расход, срок окупаемости. Даже если он будет около шести – восьми месяцев, я готов перевести на метан остальные машины. В дальнейшем планирую купить еще около 20 автобусов и уже веду переговоры с конструкторами завода, чтобы они установили газовое оборудование на нужную мне модель, — говорит г-н Бесчастный. — Так что в метане я очень заинтересован, вижу в нем огромное число плюсов. Единственное, что смущает, — заправка пока только одна".

По словам Бесчастного, коллеги по городским перевозкам его энтузиазм насчет метана не разделяют. "Говорят: “Будет нормально — попробуем”. Особо не рвутся. Я объясняю это тем, что большинство из них всегда ездили на дизеле, никогда с газом дела не имели. А я прошел это. На “Газелях” 406-й двигатель очень требователен к качеству бензина и масла. Из-за этого у нас постоянно летели гидрокомпенсаторы и гидронатяжители. Перешли на газ — масло чистое, никаких проблем", — говорит он.

Особого интереса к метану отрасль пока не проявляет, подтверждает Дмитрий Коровин. "Известны два-три случая взрывов метановых баллонов на транспорте. Многие еще и поэтому настороженно относятся", — добавляет он. Производители оборудования и продавцы газа утверждают, что метан возгорается хуже бензина или пропана, а современные баллоны весьма ударостойки.

"Раньше и бензина боялись. Но от прогресса не уйдешь. А если не соблюдать требования безо­пасности, то все опасно", — рассуждает Алексей Богданов, президент ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая". Он приводит расчет: в себестоимости перевозок 40% составляет топливо. Газ стоит в два-три раза дешевле, то есть, по самым грубым подсчетам, себестоимость при переходе на метан сократится на 20%. "То, что здесь метан будет востребован, — никаких сомнений в этом нет. В Томске две заправки, и там огромные очереди. Автобусы простаивают, чтобы заправиться. То есть спросом метан пользуется. Я думаю, что и у нас долго ждать не нужно будет, перевозчики откликнутся на это предложение" — говорит Богданов.

"Эта АГЗС будет лишь первым шагом на перспективу, но массового перехода на метан в ближайшее время не будет, — считает Николай Долженко, исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула. — На то есть целый комплекс проблем. Перевозчикам надо обновлять автопарк — не ставить же оборудование на старье, а это так быстро не делается. Кроме того, последние пять лет газ растет в цене в два раза быстрее бензина. Да и отсутствие сети станций тоже будет сдерживать развитие".

Как говорят в "Газойле", в планах компании — открыть в дальнейшем еще как минимум две метановые заправки — в Бийске и Барнауле, на Павловском тракте. Но о сроках пока ничего не сообщается.

Плюсы и минусы метанового ГБО по версии "СК"

Плюсы

Низкая стоимость топлива.
Экологичность (метан "чище" бензина и СУГа).
Высокое октановое число (102).
Невозможно что-то в него "подмешать".
Масляная пленка с цилиндров не смывается, и в них не происходит детонации, что продляет срок службы двигателя.
Расход метана в кубометрах приблизительно равен показателям расхода бензина в литрах и даже чуть меньше него.

Минусы

Более высокие затраты на ГБО (см. блок "Цена вопроса").
Неоднозначные отзывы о снижении мощности (в среднем — около 10%. Но некоторые пишут, что мощность даже увеличивается).
Неразвитость инфраструктуры.
Громоздкость — необходимо взять на борт не один, а сразу несколько баллонов.

Цитата

Из отзыва владельца переоборудованной под метан "Газели" (источник: drive2.ru):

До перехода на метан машина на бензине кушала 18,8 литра (смешанный режим). Итого 400 км обошлись бы мне около 2000 рублей. На метане они же мне обходятся в 500 рублей максимум. С каждой заправки я экономлю 1500 рублей.

Цена вопроса

Стоимость переоборудования под метан определяется главным образом числом баллонов, которое планируется установить на автомобиль. В условиях, когда в регионе всего одна заправка, для приличного запаса хода нужно как можно больше баллонов. Как рассказали в "Газойле", цена переоборудования автобуса ПАЗ с использованием восьми баллонов составит около 140 тыс. рублей.
В открытых источниках доводилось видеть расчеты переоборудования ГАЗ-3302 ("Газель") на метан с шестью баллонами по 50 литров. Этого хватит, чтобы проехать на газу 550 км. Примерная стоимость услуг по переоборудованию составляет порядка 70 тысяч рублей. Эта сумма окупится за счет снижения расходов на топливо за 5–12 месяцев.
В целом по сравнению со стоимостью установки пропан-бутанового ГБО метановое обходится на 30–50% дороже.

Факт

Около 20 млн. автомобилей на сегодня способны ездить на газе. Это 2% от мирового автопарка. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году их число вырастет до 50 млн.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость