Дело молодых
— Алексей Сергеевич, ваш управленческий стаж начался в довольно юном возрасте — в 22 года. В такой ситуации больше плюсов или минусов?
— Так получилось, что я уже лет шесть руковожу, лет 10 общаюсь с первыми лицами компаний. Конечно, в силу возраста у меня небольшой стаж работы и сравнительно малый багаж жизненного опыта. Однако мне всегда есть у кого спросить совета. Нельзя сказать, что я — единоличный лидер в коллективе. Хоть я и являюсь "лицом" агентства "Кинетика", управлять и строить этот бизнес мне помогает партнер — Евгения Николаева. Это опытный топ-менеджер и бизнесмен, в структуре нашей компании она занимает пост гендиректора одноименного ООО. А что касается плюсов моей молодости, то основным является высокая работоспособность: сейчас я способен без особого напряжения работать по 14 часов в сутки.
— Вы видите смысл в том, чтобы посвящать работе большую часть суток?
— Мне необходимо самостоятельно сформировать начальный капитал, чтобы воспользоваться какими-то благами жизни, будучи еще в хорошей форме. Тут простая логика: хочешь денег в 30, начинай "пахать" в 20.
— Ваше агентство занимает активную позицию в интернет-среде, планомерно занимается продвижением. Вы намеренно позиционируете себя как амбициозную, даже агрессивную компанию?
— Не надо забывать, что "Кинетика" — молодая компания, нам нет еще и трех лет. В момент ее открытия на барнаульском рынке было достаточно тесно, и задача громко заявить о себе стояла одной из первостепенных — просто нужны были заказы. Не исключаю, что лично меня иногда уводило в излишнее "яканье", но сейчас эти моменты я стараюсь отслеживать. У нашей компании здоровые амбиции: мы хотим, чтобы этот бизнес приносил прибыль, чтобы наши сотрудники получали высокую зарплату. Другой вопрос, что, ориентируясь только на клиентов из нашего региона, которые уже "в теме", этого достичь нельзя. Поэтому мы и расширяем рынок.
— Какие инструменты вы используете при продвижении?
— Интересы нашего бизнеса нацелены на любую точку Рунета, а не только на алтайскую его часть. Это побуждает использовать передовые технологии как в создании нашего продукта, так и в его продвижении. Рассказывая о проектах компании, мы прибегаем к услугам и барнаульских интернет-порталов, аудитория которых выходит за рамки региона, — altapress.ru, amic.ru, asfera.info.
Однако знать каналы распространения — это не самое главное, важнее создать интересный информационный повод. В нашем случае — любой хороший проект. Будь то создание и продвижение сайта или дизайн упаковки — это всегда интересная новость для игроков определенного сектора рынка. Производителям сыра интересно, какая упаковка появилась у конкурента, мукомолам — как продвигают свою продукцию в регионы их коллеги. Так мы получаем внимание потенциальных клиентов. А дизайнеры и веб-разработчики всегда не против обсудить творение братьев по цеху, и если агентство достаточно продуктивно, его запомнят и в профессиональном сообществе.
В разных нишах
— Как вы можете объяснить, что на весьма активное поведение на рынке "Кинетики" никак не реагируют пионеры этой отрасли — "Регионинфо", "Митра", "Актив-Дизайн"?
— Я считаю, что наши местные коллеги никак не отвечают на наш маркетинг и PR, потому что перед ними не стоит таких задач, как у нас. Многие сотрудничают с наработанной годами постоянной клиентской базой, интенсивно не расширяют долю рынка. Кроме того, с большинством из местных веб-студий мы работаем в разных ценовых нишах — принципиально не идем на демпинг, что, к сожалению, в нашем регионе не редкость. Чего только стоит реклама на авиабилетах одного из барнаульских агентств: "Создание сайтов от 3 тыс. рублей". Притом что средняя стоимость разработки сайта в Барнауле — более 40 тыс. рублей.
— При разных подходах к бизнесу у операторов рынка есть стремление к профессиональному общению?
— Для создания позитивных отношений между барнаульскими веб-разработчиками пока не хватает потенциала рынка: несколько лет не проводилось тематических выставок и семинаров, а на пустом месте никакого сотрудничества не получается. Но вот 16 декабря в качестве спикеров вместе с местной студией мы будем принимать участие в барнаульской конференции одного известного интернет-СМИ. Там будут представлены доклады от нескольких известных брэндов Рунета.
Москвичи — это другой мир
— Как вы можете оценить текущее положение местного рынка интернет-услуг?
— Я физик, поэтому раскладывать на атомы и молекулы рынок интернет-услуг я начал уже достаточно давно, и ответ на ваш вопрос для себя в итоге нашел. Основных китов, на которых зиждется этот рынок в регионах, три: стоимость безлимитного доступа в Интернет, платежеспособность населения и плотность предприятий, поставляющих продукцию в другие регионы России. Дешевый безлимитный Интернет делает компьютер аналогом телевизора — так мы получаем большую аудиторию для b2с-рынка (Buisness-To-Customer — бизнес для потребителя. — Прим. "ВД"). Высокая платежеспособность населения позволяет бурным цветом расти сфере услуг. А для этого сектора интернет-реклама очень эффективна, значит, растет и количество веб-студий в регионе. В Барнауле высокие цены на Интернет, а доходы у большей части горожан невысокие. Зато развита мукомольно-крупяная промышленность, достаточно хорошо представлена машиностроительная отрасль, а значит, есть предприятия, производящие товары "здесь", а продающие — "там". Для них интернет-маркетинг — самый недорогой способ заявить о себе в любом регионе России. Они и стали первыми клиентами первых местных студий. За них и сейчас ведется серьезная конкурентная борьба в крае.
В краткосрочной перспективе динамика роста регионального рынка будет зависеть только от удешевления доступа в Интернет, так как объективных предпосылок для появления большого количества новых предприятий-экспортеров и для существенного повышения платежеспособности местного населения в ближайшем будущем нет.
— Как бы вы охарактеризовали позиции "Кинетики" на рынке?
— Как достаточно заметные. Мы активны в СМИ, а значит, подогреваем у бизнес-сообщества интерес к интернет-рекламе. Формирование имиджа края как одного из центров веб-разработки будет выгодно всем: хороший поток столичных заказов сделает этот рынок более привлекательным. Достаточно взглянуть на соседний Новосибирск — там процветают интернет-агентства, ориентирующиеся только на московских клиентов.
— У "Кинетики" они также присутствуют. Как складывается сотрудничество, отличаются ли подходы столичных заказчиков от местных?
— Вообще, разница достаточно ощутима только с москвичами, в регионах уровень клиентов примерно одинаков, просто где-то их больше, где-то меньше. А москвичи — это другой мир, где частное лицо может заказать сайт по стоимости, которая кажется непосильной тратой для барнаульского малого бизнеса, а даже небольшие компании по маркетинговым бюджетам могут дать фору местным крупным предприятиям. Но у этой медали есть и обратная сторона: столичный клиент очень требователен к качеству предоставляемых услуг без скидок на провинциальность подрядчика. Кроме того, московский клиент, как правило, очень хорошо разбирается в теме, так что работать с ним может только специалист высокого уровня, будь то менеджер или разработчик. И за такого клиента приходится серьезно бороться на этапе продажи, причем демпинг здесь — не спасение.
— А в чем спасение?
— В постоянных вложениях в повышение уровня менеджеров, в высоком уровне зарплат, в участии в профильных столичных мероприятиях.
— На что бы вы потратили деньги без оглядки?
— Хоть на что. Я по природе добытчик, а накопитель из меня неважный. Мне легче придумать, как заработать еще, чем думать, как немного сэкономить.
— Чем для вас привлекательна интернет-индустрия?
— Если ты менеджер в душе и хочешь, а главное — способен много и долго работать, то в этой сфере можно сравнительно хорошо заработать по найму или построить свой бизнес без существенных капитальных затрат. Кроме того, занимаясь интернет-маркетингом, можно реализовать и свои творческие способности, ведь хорошая реклама сродни искусству.
— Самый экстремальный поступок в вашей жизни?
— Настоящим экстремалам мои выходки покажутся детской шалостью, консерваторам — безрассудством. Так что я, пожалуй, воздержусь от ответа.
— Будь такая возможность, вы бы хотели начать свою жизнь сначала?
— Нет, я хотел бы эту прожить достойно.
Справка
100 тыс. рублей в среднем стоит создание сайта московской студией.
Что мы знаем об Алексее Самойлове
Алексей Сергеевич Самойлов родился 6 июня 1981 года в Иркутской области. Получил заочное образование в высшем колледже информатики НГУ, прошел курс по специальности "Менеджер-организатор" в "Школе делового администрирования" (Барнаул). В 2003 году окончил физико-технический факультет АлтГУ и поступил в аспирантуру в Институт водных и экологических проблем СО РАН. В 2006 году стал кандидатом физико-математических наук.
С 2000 по 2004 год Алексей Самойлов был менеджером по продажам в интернет-проекте www.sibcom.ru. Затем работал в интернет-агентстве "Митра": занимал должности от руководителя проектов до коммерческого директора. Был замдиректора рекламного агентства M-Group. С 2007 года — руководитель и соучредитель интернет-агентства "Кинетика". В числе клиентов компании — "МТС", "Мария-Ра", "Хелми", "АЗПИ", ГК "ПИК", "СибУпак", комитет краевой администрации по финансам, налоговой и кредитной политике, Троице-Сергиева лавра. В 2009 году "Кинетика" открыла представительство в Новосибирске.
Алексей Самойлов холост.
Самое важное - в нашем Telegram-канале