Экономика

Алтайский IT-специалист рассказал, почему рейтинги web-студий не вызывают доверия и как в этой ситуации быть заказчикам

Руководитель scrum-студии "Сибирикс" рассказал о том, почему популярные сейчас рейтинги web-студий не вызывают доверия и как в этой ситуации быть заказчикам интернет-проектов.

Владимир Завертайлов является одним из основателей барнаульского клуба веб-разработчиков Happy Co:De. Клуб был создан силами компании Enterra, Perpetuum Software, ALAWAR Entertainment и "Сибирикс".
Владимир Завертайлов является одним из основателей барнаульского клуба веб-разработчиков Happy Co:De. Клуб был создан силами компании Enterra, Perpetuum Software, ALAWAR Entertainment и "Сибирикс".
Анна Зайкова

Владимир Завертайлов,
руководитель scrum-студии "Сибирикс":

Сейчас очень модно делать рейтинги компаний, которые работают в вебе. Накануне обновления известного рейтинга Tagline мы решили попробовать разобраться, кто есть кто в "рейтинговой системе Рунета". И могут ли заказчики ориентироваться на рейтинги при выборе web-разработчика.

Для начала набросаем список известных рейтингов.

  • Tagline. Проводится уже семь лет, массовый и авторитетный.
  • Рейтинг Рунета (CMS Magazine). Существует с 2009 года, не менее уважаемый.
  • Разработчики CMS составляют свои рейтинги студий-партнеров: "1С-Битрикс", UMI.CMS, NetCat. Учитывая, что, например, у "1С-Битрикса" партнеров около 8 тыс., получается внушительная выборка.
  • Рейтинг SEO-компаний (CMS Magazine) и как альтернатива ему рейтинг SEO News.
  • Масса региональных рейтингов.
  • Недавний сводный "рейтинг рейтингов" Ruward.

В основе любого рейтинга — его критерии. Здравый смысл подсказывает, что показатели успешности для компаний с одинаковой сферой деятельности должны быть если не одинаковыми, то очень похожими. А значит, и места в разных узконаправленных рейтингах должны распределяться примерно одинаково.

Мы провели анализ мест web-студий в пяти рейтингах: Tagline, Рунета, Восточно-европейской гильдии веб-разработчиков, www.wwwrating.ru, BestWebDevs. База нашего исследования — верхняя двадцатка рейтинга Рунета. Оказалось, что разброс мнений просто чудовищный. Например, компания "Трилан" в рейтинге Рунета заняла четвертое место, в Tagline — 28-е, в рейтинге wwwrating.ru — 77-е, в остальных она вообще не представлена (подробнее см. в блоге компании "Сибирикс"). Как быть заказчику, который впервые столкнулся с выбором разработчика для своего проекта? Только и остается, что послушать советы знакомых.

Причины такого разброса, вероятнее всего, кроются в критерях оценки. Tagline и рейтинг Рунета определяют места по детальной прозрачной методологии. Места распределяются на основе данных о годовых оборотах, голосования экспертов, клиентов и коллег по рынку, а также с учетом бизнес-показателей (штат, стоимость и количество реализованных проектов за год, количество наград, проектов на поддержке). Учитывается "узнаваемость бренда". Делаются поправки на коэффициенты. Коэффициентами же пресекаются попытки накруток. (В общем, понятно, что методология не такая уж и прозрачная.) У остальных трех рейтингов "механика оценки" закрыта. То есть все наши с вами претензии к объективности просто не могут состояться.

Непрозрачность рейтингов — только одна из причин для сомнений в объективности их результатов. Причина номер два: рейтингов много. Одни из них шевелятся сами, и в них прямо-таки приходится участвовать. Вторые пускают пузыри на дне, а потом всплывают — неожиданные, как подлодка в водохранилище. Добровольность участия в рейтингах порождает неполноту информации. Кроме того, если тебя обидели в одном рейтинге, ты можешь поучаствовать в другом и оказаться там на вершине. Успеть везде без принудительной инъекции адреналина в сердце вообще невозможно. Да и не нужно на самом деле.

Третья причина: рейтинги пытаются охватить все и сразу. Они не ограничиваются узкой специализацией: один чарт для креативных агентств, второй — для разработчиков, третий — для продвиженцев. Из года в год делается "общий сводный рейтинг", в котором смешиваются люди и кони.

Сами web-компании слишком уж близко к сердцу принимают все эти чарты. Зная механику оценки, всегда можно "оптимизировать метрику" и повернуть все в свою пользу. Только вот уровень работ и сервиса от этого не изменится.

Напрашиваются простые выводы. Место разработчика в том или ином рейтинге мало коррелирует с вероятностью успешного завершения проекта. По рейтингам можно подобрать более-менее релевантный шортлист исполнителей для вашего проекта, но только если пользоваться узкими рейтингами, где проранжированы компании, предлагающие именно те услуги, которые вы ищете, а не смежные. Наиболее адекватными критериями, по которым стоит подбирать исполнителей, так и остаются портфолио и рекомендации. Чем больше становится рейтингов, тем меньше хочется в них участвовать.Чем меньше участников, тем неполноценнее сами рейтинги.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость