Дмитрий Бартунов,
директор фирмы Iron-Systems:
Этот рынок достаточно узкий. Компании, которые работают на нем давно и стабильно, время от времени меняют оборудование, поскольку оно постоянно находится в агрессивной среде и имеет недолгий срок жизни — пять-шесть лет.
Несколько лет назад клиентам хотелось, чтобы их колонка просто была подключена и работала. Сейчас заправка представляет собой сложный программно-технический комплекс. Здесь есть системы измерения уровня топлива, которые позволяют в режиме on-line передавать информацию в бухгалтерию. Оператор не только отгружает топливо, но и приходует его, обеспечивает продажу по картам, предоставляет скидки.
Если раньше заправщики зарабатывали очень много и могли не учитывать потери, не задумываться над привлечением клиентов, то по мере роста числа игроков и сокращения маржи компании стали работать над этим. Заправщики начали понимать: чтобы выжить на рынке, необходимо предоставлять широкий спектр услуг, следить за своими остатками, вовремя заказывать топливо, избегать очередей. Например, система пластиковых карт фиксирует лимиты, скидки, накопленные бонусы клиента АЗС. По этим картам легко контролировать расход топлива на предприятии. Это удобно для директоров автохозяйств, поскольку система исключает возможность хищений со стороны водителей.
Изначально в рамках компании Iron-Soft мы занимались программными продуктами, их разработкой и обслуживанием. В свое время сеть АЗС "Адалин" попросила нас помочь разобраться с программным обеспечением, позже мы отремонтировали одну из их колонок. Мы взяли сеть на обслуживание. По мере того как возникали проблемы с оборудованием, мы думали, что можно разработать, чтобы их снять. Например, создали систему пластиковых карт для "Адалин". Сначала это были карточки с магнитной полосой, но одного из клиентов поймали на краже топлива посредством этой карты. Тогда мы взяли технологию чиповой карточки фирмы Philips и создали новый программный продукт.
Со временем мы пришли к тому, что начали сами производить топливораздаточные колонки. В этом направлении компания работала довольно давно. Но только в прошлом году процесс сертификации продукта был завершен. Он отнял у нас пять лет. Кроме нас, за Уралом аналогичную деятельность ведет компания "Петролеум Системс" из Новосибирска.
При разработке наших колонок мы учитывали недостатки существующего на рынке оборудования. Например, колонки одного российского производителя обладали такой особенностью: после грозы суммарные счетчики на них слетали. Мы ввели защиту от таких воздействий. Импортные колонки рассчитаны на европейские температуры, и когда у нас похолодание достигает -35–40 градусов, электроника просто перестает работать. В данном случае мы начали использовать комплектующие с учетом местных особенностей. Довольно часто происходит так, что клиент вставляет пистолет в бак, по забывчивости трогается, пистолет отрывается от шланга. Втулку необходимо менять. Мы ввели многоразовые муфты. Они окупаются очень быстро.
Некоторое время назад наши разработки сталкивались с отторжением. На нескольких сетях АЗС мы установили свою систему измерения уровня топлива, систему управления заправками. Сразу начали открываться махинации с топливом операторов и других лиц. Собственники были нам благодарны, но директора заправок, которых увольняли, уходили в другие компании и прикладывали много усилий, чтобы нашей системы там не было. Сейчас ситуация меняется.
У розницы всегда есть нерешенные проблемы и потребности. Например, в Европе давно действуют автоматические заправки — труд оператора на них не используется. У нас это сделать тяжело в силу менталитета, но мы движемся в этом направлении. Опять же в Европе есть колонки, которые подключены к Интернету и предупреждают механика о том, что собираются сломаться. Хочется создать такое оборудование и для нас.
Самое важное - в нашем Telegram-канале