Во-первых, с 2014 года для жителей краевой столицы увеличатся ставки налога на имущество физических лиц. Решение об этом недавно утвердила Барнаульская городская Дума. Надежда Тиньгаева, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, пояснила, что действующие ставки не менялись в Барнауле с 2008 года и сегодня находятся ниже пределов, установленных федеральным законодательством. По словам Тиньгаевой, ожидается, что в случае установления максимальных ставок по налогу на имущество физических лиц дополнительные поступления в городской бюджет составят 255 миллионов рублей.
Во-вторых, барнаульские власти планировали повысить коэффициенты на вмененный доход для предпринимателей (ЕНВД). Это позволило бы пополнить бюджет еще на 25 миллионов рублей. Однако в гордуме предложение пока не поддержали.
Очевидно, что примеру Барнаула последуют власти и других муниципальных образований. Ведь местным бюджетам сегодня остро не хватает денег для выполнения многочисленных обязательств.
Повышенные налоги действительно помогут поддержать штаны тощим городским и сельским бюджетам. Однако противники такого подхода считают, что повышение налогов создаст лишнюю нагрузку на экономику. Тем более, по мнению некоторых экспертов, муниципалитеты не используют все имеющиеся у них возможности для пополнения своих бюджетов. Какие это могут быть инструменты? И к чему приведет массовое повышение налогов?
Нужны альтернативные варианты
Анатолий Вытоптов,
депутат Барнаульской гордумы:
Налоговики и администрация города выступают за повышение ставок ЕНВД. Но большинство депутатов не согласны с увеличением доходной части городского бюджета за счет малого и среднего бизнеса, который и без того в сложной экономической ситуации. Не надо дополнительно нагружать тех, кто и так "вывозит" городской бюджет. Повышение ставок налога спровоцирует новую волну закрытия бизнеса или ухода его в тень, и вместо повышения доходов мы рискуем в итоге получить их снижение. Проблема еще и в том, что федеральный коэффициент-дефлятор, применяемый к базовой ставке налога, и так ежегодно повышается. Получается, что вместе с ним повышение местного коэффициента на 5% превратится в фактические 15%, а предложенные нам городскими властями 15% – во все 25%.
Я думаю, нужно рассмотреть альтернативные варианты наполнения бюджета, например, упорядочить взимание налогов со сдачи в аренду жилья физлицами, применить патентную систему, установив по ней невысокий уровень налога. Депутат Светлана Чаплыгина предлагала взимать налог с таксистов-частников.
Налог на имущество физических лиц, я думаю, тоже повышать не стоило: это дополнительная нагрузка на горожан, а наш регион и город и так постоянно в числе самых бедных по уровню доходов на душу населения. К тому же мы видим стагнацию в экономике в целом, высокую инфляцию...
Это "бархатное" повышение
Андрей Солодилов,
председатель комитета БГД по бюджету, налоговой и кредитной политике:
Повышение налогов неизбежно. Это нормальный процесс, и надо его спокойно воспринимать. Есть расходы бюджета, связанные с уборкой улиц, вывозом мусора, обеспечением зарплат наших учителей и врачей (а львиная доля расходной части бюджета города – затраты на образование). Еще есть инфляция. Поэтому мы должны увеличивать доходную часть бюджета. А здесь у нас не так много инструментов – в том числе это повышение ставок налога на землю, на имущество физических лиц, ЕНВД. При этом надо помнить, что только часть взимаемых налогов попадает в муниципальный бюджет, остальные идут в краевой.
Что касается налога на имущество физлиц, хочу отметить, что мы повышаем не сами налоги, а коэффициент. И цифры повышения действительно небольшие, это очень мягкое, "бархатное" повышение. Вопрос же повышения ставок ЕНВД мы будем обязательно обсуждать с предпринимателями. Повышать надо, потому что все дорожает. Предприниматели сами это понимают – вопрос в том, на сколько именно. Что касается налога на владельцев квартир, сдающих их в аренду, то в РФ давно действует закон, обязывающий их платить налог с доходов, нужно только сделать так, чтобы он исполнялся, а это лишь вопрос организации контроля.
Учитесь зарабатывать
Екатерина Жилякова,
главный редактор журнала "Муниципальная власть" (Москва):
Повышение налогов увеличивает риск неплатежей. Эта мера от безвыходности. А послабления бизнесу, наоборот, возвращаются бюджету сторицей. Например, в Абакане результатом реализации программы поддержки бизнеса стало увеличение доходов почти в три раза. Нужно думать не о том, как отрезать от того пирога, что есть, а о том, как испечь новый, как научиться зарабатывать.
Конечно, система межбюджетных отношений не располагает к тому, чтобы доходы выросли значительно, поскольку большая часть собираемых на местах налогов оседает в региональном бюджете. Тем не менее пути есть.
Первый – увеличение налогооблагаемой базы за счет привлечения инвестиций. А для этого нужно понять изюминку территории, за счет чего искать дополнительные ресурсы развития.
Второй путь – самообложение граждан для решения каких-то конкретных задач. Например, в Кировской области в сельских поселениях граждане на референдуме решают, что каждый должен внести определенную сумму, и потом на эти деньги строят мосты и чинят дороги.
Третий путь: есть различные программы развития кластеров, индустриальных парков и прочих с федеральным финансированием. Войти в них муниципалитет может только через заявку региона, и нужна совместная грамотная работа с вышестоящим уровнем власти. Власть создает инфраструктуру и условия для работы бизнеса. Бизнес в льготных условиях получает больше доходов, и эти деньги в виде налогов возвращаются в бюджет. Успешные примеры – города Республики Татарстан и Калужской области. Есть пример Архангельской области – депрессивная, нищая территория. Там за счет развития территориальных обществ самоуправления удалось "вытянуть" несколько сел: люди сообща отремонтировали водонапорную башню в пять раз дешевле первоначальной сметы, построили дом престарелых и т. д.
Ярчайший пример – город Мышкин в Ярославской области. Они начинали с коллекции плюшевых мышек, на основе которой создали музей мыши. Местная власть поддержала идею, пригласила экспертов, которые помогли городу составить программу развития, благодаря ей был получен грант. На эти средства построили пристань. В городе стали останавливаться теплоходы "Золотого кольца", приезжать иностранные туристы. Мышкин стал развивать сеть общественного питания, маленькие гостиницы... Доходы местного бюджета выросли в несколько раз. Но чтобы городская активность привела к росту доходов, горожане и власть должны садиться за стол переговоров и устраивать мозговой штурм.
Опрос. Вам хватает налогов?
Олег Боронин,
глава администрации Первомайского сельсовета:
Мы собираем все, что возможно, по максимуму, но собираемых налогов в принципе не может хватать на 39 полномочий, которые за сельскими поселениями закреплены. Чтобы решить проблему сельских поселений, нужно перейти на европейскую систему распределения налогов: треть отдавать федерации, треть в регион, треть на муниципальный уровень.
Сергей Катаманов,
глава администрации Родинского района:
Конечно, для развития района собираемых налогов не хватает. Основной источник пополнения бюджета – это налог на землю, но мы его пока не повышали. А вообще для пополнения доходной части надо создавать и развивать производства. У нас в районе с этим проблема, сельхозпереработки нет.
Сергей Криворученко,
глава Белокурихи:
Неналоговая часть доходов у нас гораздо меньше налоговой и большого потенциала не имеет. Налоги собираются хорошо, но их не хватает: очень большая часть уходит в бюджет региона. Чтобы исправить ситуацию, надо менять систему межбюджетных отношений в целом. Белокуриха – город федерального значения и требует другого качества финансирования.
Виктор Коршунов,
глава администрации Алтайского района:
У нас район недотационный: живем на собственные доходы, на реализацию всех полномочий нам хватает. Собираемость налогов хорошая, помогает пополнять бюджет довольно высокий земельный налог, потому что у нас рекреационная зона. Из неналоговых статей бюджет формируют доходы от аренды земель, собственности, от продажи земли.
Самое важное - в нашем Telegram-канале