За тридевять земель
Алтайский фермер поинтересовался у Оксаны Лут, есть ли у сибирских аграриев возможность вырваться из «зернового котла», в котом находится регион из-за сложной и дорогой транспортной логистики.
«Чтобы это зерно вывезти в любую точку, где есть порты, нужно проехать тысячи километров, но это расстояние делает наше зерно не особо привлекательным для покупателей. У нас под боком хорошее направление – Казахстан. До Нового года был закрыт, а когда открылся, зерно почему-то туда не поехало», - отметил Кожанов.
Он попросил министра поделиться с фермерами планами взаимодействия с казахстанской стороной. Рассказать, какие варианты прорабатываются.
« Может, есть какие-то договоренности задействовать логистическую цепочку Казахстана для вывоза сибирского зерна? Как предложение, может рассмотреть вариант диверсифицированного подхода по начислению пошлин для морского транспорта и железнодорожных перевозок как более дорогих?», - спросил аграрий.
Также председатель Алтайского Союза фермеров отдельно остановился на таком больном вопросе, как диспаритет цен.
«Посчитали по осени цыплят», оказалось, потратили очень много. Пытаемся работать с затратной частью, где-то ужимаемся, где-то оптимизируем. С этим можно что-то делать, по крайней мере. А вот с доходной намного сложнее», - высказался Никита Кожанов.
Ни в Казахстан, ни через него
В свою очередь Оксана Лут отметила, что Сибирь действительно находится на дальнем расстоянии от портов, но при этом является точкой роста по увеличению объемов производства сельхозкультур, в частности, зерновых. Осталось решить, как распределить полученный урожай.
Первый путь, отметила она, – Казахстан, южные рынки, на которые можно попадать железной дорогой. Но это направление развито плохо, так как Республика установила очень высокий транзитный тариф через свою территорию. «Имеет право», - подчеркнула Лут.
«Казахстан в прошлом году получил рекордный урожай. Поэтому, когда отменили запрет на импорт с первого января, конечно, ничего не поехало, потому что у них самих из-за больших объемов зерновых низкая цена. Зачем им наше зерно, когда у них дешевле? Поэтому объективно считаем, что в этом сезоне особо не повезем продукцию ни в, ни через Казахстан», - сказала Лут.
Однако, отметила министр, ситуация меняется, И в целом у Казахстана есть заинтересованность сотрудничать по зерновому потоку с Россией.
«Недавно в Москве, прошла уже вторая встреча, где пытались договориться с казахстанскими коллегами о том, чтобы транзитные тарифы для России уравняли до тарифов резидентов Казахстана. Мы видим заинтересованность в работе с нашими трейдерами, так как Республика может ввести зерно не только на юг, но и через наши порты, и фактически пользоваться нашими рынками сбыта», - пояснила глава Минсельхоза.
Второй путь – вывоз зерна по территории России, через порты – Высоцк, Балтика, Южные порты. Лут напомнила, что специально для регионов Сибири действует 406-е постановление по субсидированию тарифа. На сегодняшний день государство имеет возможность финансировать в этом направлении сибирских аграриев на общую сумму 8,3 млрд рублей.
«Этих денег, конечно, не хватит. Когда закончатся, будем думать, где еще искать. Но на данный момент основная мера поддержки – субсидии транспортировки и выход зерна либо через Балтику, либо через Южные порты», - подчеркнула глава аграрного ведомства.
Вариант один - договариваться
Никита Кожанов рассказал Altapress, что в целом его удовлетворил ответ министра.
«Задавая вопрос, хотелось понимать, есть ли договоренности с Казахстаном по использованию железнодорожных путей для того, чтобы хоть как-то в направлении Китая и Индии разгрузить сибирские рынки. Ответ был получен. Между странами идут переговоры, есть диалог, в том числе в плане использования российского транзитного пути в южные порты. Если я правильно понял, то, грубо говоря, у нас тоже есть свои рычаги влияния», - рассказал фермер.
Он также поделился, что не согласен с выводами Оксаны Лут о дешевизне казахстанской сельхозпродукции.
«В Казахстане преобладает холдинговая система в сельском хозяйстве, а она, на мой взгляд, всегда будет менее эффективная, чем средний и малый бизнес. Крупным холдингам сложнее работать над снижением затратной части, соответственно растет себестоимость, а это влияет на цену. Вполне вероятно, что в случае отмены транзитных тарифов, казахстанское зерно не сможет конкурировать с российским. И здесь один вариант - договариваться», - отметил Кожанов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале