Экономика

Есть ли у сибиряков шанс выбраться из «зернового котла» и чего ждать от Казахстана

Состоялся итоговый форум «Развитие малого агробизнеса России», организованный Минсельхозом России и Ассоциацией «Народный фермер». Мероприятие проходило в формате диалога. Участники смогли задать вопросы министру сельского хозяйства РФ Оксане Лут. От Алтайского края к руководителю федерального ведомства обратился председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований (АККОР) Алтайского края Никита Кожанов.

Министр сельского хозяйства России Оксана Лут
Министр сельского хозяйства России Оксана Лут
Минсельхоз РФ

За тридевять земель

Алтайский фермер поинтересовался у Оксаны Лут, есть ли у сибирских аграриев возможность вырваться из «зернового котла», в котом находится регион из-за сложной и дорогой транспортной логистики.

«Чтобы это зерно вывезти в любую точку, где есть порты, нужно проехать тысячи километров, но это расстояние делает наше зерно не особо привлекательным для покупателей. У нас под боком хорошее направление – Казахстан. До Нового года был закрыт, а когда открылся, зерно почему-то туда не поехало», - отметил Кожанов.

Он попросил министра поделиться с фермерами планами взаимодействия с казахстанской стороной. Рассказать, какие варианты прорабатываются.

« Может, есть какие-то договоренности задействовать логистическую цепочку Казахстана для вывоза сибирского зерна? Как предложение, может рассмотреть вариант диверсифицированного подхода по начислению пошлин для морского транспорта и железнодорожных перевозок как более дорогих?», - спросил аграрий.

Председатель Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Никита Кожанов
Минсельхоз РФ

Также председатель Алтайского Союза фермеров отдельно остановился на таком больном вопросе, как диспаритет цен.

«Посчитали по осени цыплят», оказалось, потратили очень много. Пытаемся работать с затратной частью, где-то ужимаемся, где-то оптимизируем. С этим можно что-то делать, по крайней мере. А вот с доходной намного сложнее», - высказался Никита Кожанов.

Ни в Казахстан, ни через него

В свою очередь Оксана Лут отметила, что Сибирь действительно находится на дальнем расстоянии от портов, но при этом является точкой роста по увеличению объемов производства сельхозкультур, в частности, зерновых. Осталось решить, как распределить полученный урожай.

Первый путь, отметила она, – Казахстан, южные рынки, на которые можно попадать железной дорогой. Но это направление развито плохо, так как Республика установила очень высокий транзитный тариф через свою территорию. «Имеет право», - подчеркнула Лут.

«Казахстан в прошлом году получил рекордный урожай. Поэтому, когда отменили запрет на импорт с первого января, конечно, ничего не поехало, потому что у них самих из-за больших объемов зерновых низкая цена. Зачем им наше зерно, когда у них дешевле? Поэтому объективно считаем, что в этом сезоне особо не повезем продукцию ни в, ни через Казахстан», - сказала Лут.

Министр сельского хозяйства России Оксана Лут
Минсельхоз РФ

Однако, отметила министр, ситуация меняется, И в целом у Казахстана есть заинтересованность сотрудничать по зерновому потоку с Россией.

«Недавно в Москве, прошла уже вторая встреча, где пытались договориться с казахстанскими коллегами о том, чтобы транзитные тарифы для России уравняли до тарифов резидентов Казахстана. Мы видим заинтересованность в работе с нашими трейдерами, так как Республика может ввести зерно не только на юг, но и через наши порты, и фактически пользоваться нашими рынками сбыта», - пояснила глава Минсельхоза.

Второй путь – вывоз зерна по территории России, через порты – Высоцк, Балтика, Южные порты. Лут напомнила, что специально для регионов Сибири действует 406-е постановление по субсидированию тарифа. На сегодняшний день государство имеет возможность финансировать в этом направлении сибирских аграриев на общую сумму 8,3 млрд рублей.

«Этих денег, конечно, не хватит. Когда закончатся, будем думать, где еще искать. Но на данный момент основная мера поддержки – субсидии транспортировки и выход зерна либо через Балтику, либо через Южные порты», - подчеркнула глава аграрного ведомства.

Вариант один - договариваться

Никита Кожанов рассказал Altapress, что в целом его удовлетворил ответ министра.

«Задавая вопрос, хотелось понимать, есть ли договоренности с Казахстаном по использованию железнодорожных путей для того, чтобы хоть как-то в направлении Китая и Индии разгрузить сибирские рынки. Ответ был получен. Между странами идут переговоры, есть диалог, в том числе в плане использования российского транзитного пути в южные порты. Если я правильно понял, то, грубо говоря, у нас тоже есть свои рычаги влияния», - рассказал фермер.

Он также поделился, что не согласен с выводами Оксаны Лут о дешевизне казахстанской сельхозпродукции.

«В Казахстане преобладает холдинговая система в сельском хозяйстве, а она, на мой взгляд, всегда будет менее эффективная, чем средний и малый бизнес. Крупным холдингам сложнее работать над снижением затратной части, соответственно растет себестоимость, а это влияет на цену. Вполне вероятно, что в случае отмены транзитных тарифов, казахстанское зерно не сможет конкурировать с российским. И здесь один вариант - договариваться», - отметил Кожанов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость