— Евгений Васильевич, компания "Акватех" позиционируется как инновационная. Расскажите, в чем суть ваших инноваций?
— Мы долгое время занимались разработкой и производством материала для очистки воды с большим содержанием железа, ионов марганца, сероводорода, а также тяжелых металлов (хрома, свинца, висмута и других). Это было темой моей диссертации. Использовали материал с волокнистой структурой. Подобные материалы только сейчас начинают завоевывать популярность. Зачастую для очистки воды применяются сорбенты с зернистой структурой. Но у них есть ряд недостатков: они имеют меньшую грязеемкость, тяжелее волокнистых, что создает дополнительные сложности при транспортировке. В итоге мы разработали "Бентосорб" — материал на основе базальтовых волокон, который можно дополнять различными компонентами. На это изобретение у нас получен патент.
Волокнистые материалы для очистки воды использовались и ранее — это обычная ткань, шерсть, войлок, полипропилен. Но они решают узкую задачу: физическую очистку воды от взвешенных веществ (песка, глины, ржавчины и т. п.). Для удаления растворенных примесей такие материалы уже не подойдут. Здесь нужно применять физико-химические методы, чтобы перевести вещество из растворенного в нерастворимое состояние. Например, чтобы убрать из воды растворенное железо, его нужно окислить и превратить в ржавчину. Тогда оно осядет в фильтре, как песок.
Базальтовое волокно обладает определенными характеристиками, которые позволяют использовать его именно для физико-химической очистки воды. При добавлении в него определенных компонентов (подщелачивания или окисления, введения каких-то функциональных групп) он способен решать различные задачи.
— У вас наверняка есть и другие патенты.
— Да, у нас пять патентов на полезную модель и два патента, которые подтверждают, что "Бентосорб" — материал нашего собственного производства. Но на самом деле наличие патента не имеет большого значения. В России патентное законодательство очень слабое. В Китае в любой момент может открыться аналогичное производство, и доказать что-то будет сложно. Все, наверное, слышали о громких судебных процессах компании Apple с китайскими производителями. Рынок не остановить. Хороший товар быстро начинают копировать. На мой взгляд, если ваша продукция начала производиться в Китае — это лучшее признание. Значит, этот товар востребован и популярен. И на этом можно заработать — уйти в рынок с более дешевой рабочей силой.
— Почему вы сконцентрировались именно на перечисленных видах загрязнений — они присутствуют в водах Алтайского края?
— Решение проблемы загрязнения воды в Алтайском крае находится в компетенции муниципальных органов власти. Мы же работаем над решением задач, которые актуальны для всего мира. С проблемой очистки воды сталкиваются многие производства. И мы работаем в рамках общемировых тенденций систем очистки воды. Наша задача — подобрать для каждого конкретного производства те решения, которые подойдут для его нужд. Универсальных фильтров не существует. Для каждой задачи по очистке воды нужен свой. Но многие компании, занимающиеся производством фильтров, до сих пор детально этого не учитывают. Они идут классическими, известными путями. Мы же стремимся создать установки, полностью отвечающие задачам производства, и при этом автоматизированные, недорогие, простые в эксплуатации.
Гранты помогли
— Я знаю, что вы начали вести исследования еще в 2004 году. Проделан большой объем научной работы. Сколько людей в этом участвовало?
— Достаточно много. Я сам начинал разработки. Потом работал с тремя аспирантами. В работе по программе "Старт" участие принимали более 15 человек — это коллектив кафедры и привлеченные специалисты различных лабораторий и учреждений.
— Сейчас эти люди имеют отношение к компании?
— Да, но не все. В основном у нас остались те аспиранты, которые потратили на научную работу по нашей теме более трех лет и верят в наши начинания. Остальные участники исследований просто получили знания и опыт, который применяют в других организациях. Всего у нас работают шесть человек.
— На каком этапе было создано предприятие?
— Мы зарегистрировали компанию в 2008 году. А первое внедрение нашей установки произошло в 2007 году. Сейчас наша главная цель — выйти на серийный выпуск продукции. Организовать производство либо в крае, либо где-то в Подмосковье. Все зависит от того, где найдется серьезный инвестор. Если же мы его не найдем, то будем идти к этому поступательно сами.
Я считаю, что открытие завода не наша задача. Нам важно найти оптимальное количество заказов, чтобы наш коллектив мог себя чувствовать комфортно в финансовом отношении, а потом привлечь деньги к этому проекту. Но сделать это непросто. Зачастую предприниматели не понимают, в чем суть наших разработок, для них это все пустой звук, и они не хотят вкладывать деньги. Их, конечно, можно понять, они хотят быстро окупить инвестиции. Поэтому, скорее всего, мы самостоятельно будем заниматься развитием предприятия.
— Сколько денег было потрачено на разработки?
— Оценить наш труд в финансовом эквиваленте сложно. Было очень много интеллектуальных затрат. Если говорить о расходах на проведение лабораторных экспериментов, поездки, заработную плату сотрудников, то, наверное, это несколько миллионов рублей.
— Это были в основном грантовые средства?
— Большую часть затрат закрыли гранты, полученные по госпрограммам. Они позволили с нуля выйти на определенный уровень — применить необходимое оборудование, получить материал в лабораторных условиях. Затем мы участвовали в программе фонда Бортника "Старт", благодаря которой смогли провести испытания в полупромышленных условиях на установках небольшой производительности. Создание новых продуктов неизбежно требует привлечения средств. Предприятие на этом этапе находится в убытке. Вопрос в том, как долго оно будет убыточным. Это зависит от сложности разработки.
— Сейчас у вас рентабельный бизнес?
— В конце прошлого года мы прошли точку безубыточности, то есть в рамках операционных расходов предприятие начало приносить прибыль. Что касается всех грантов и госсубсидий, то они уже тоже в скором времени должны окупиться. Спрос на нашу продукцию растет, это нас радует.
Предприятия в приоритете
— Кем вы себя считаете в первую очередь — ученым или предпринимателем?
— Ученым. Наибольший интерес для меня представляют исследования, которые улучшают качество нашей продукции, а не ее коммерческий успех. Если бы меня интересовал бизнес как таковой, я бы не участвовал в исследованиях. Это слишком долгий путь к коммерческому успеху. Есть более простые направления деятельности, где исследования не нужны.
— Что представляет собой ваше производство — какие комплектующие вы закупаете, а какие делаете сами?
— Многие детали в наших фильтрах — стандартные. Это пластмассовые колбы, полипропиленовые трубы, шланги. Мы их применяем, это описано и в наших патентах. Покупать оборудование, чтобы производить их самостоятельно, смысла нет. Дешевле закупить готовые детали. Фильтрующий материал мы производим сами. И сборку фильтров тоже осуществляем самостоятельно. У нас есть оборудование, которое позволяет делать в полученных деталях нестандартные технологические отверстия, которые необходимы для наших установок.
— По каким каналам вы реализуете свою продукцию?
— У нас есть два основных типа продукции — это бытовые фильтры и промышленные фильтрующие установки. Бытовые фильтры мы продаем сами, когда к нам обращаются люди, а также их закупают некоторые розничные магазины. Это не крупные сетевые компании, а небольшие предприятия.
Что касается промышленных установок, то на начальном этапе мы самостоятельно искали клиентов. Ездили по предприятиям и предлагали свою продукцию. Сейчас эта работа тоже ведется, но не так активно, потому что определенная база клиентов уже накоплена, и есть плановые работы по обслуживанию уже установленного оборудования. В основном мы продаем фильтры в другие регионы России, там заказы крупнее, на Алтайский край приходится незначительный объем.
— Какой у вас годовой объем продаж бытовых и промышленных фильтров?
— Оценить сложно. Думаю, что около 1 тыс. бытовых фильтров различных моделей мы продаем за год. А о промышленных не могу сказать, я, честно говоря, не задавался этим вопросом. Но могу отметить, что 80% нашего дохода формируется за счет промышленного сектора. Наценка на установки стандартная — 30%. Наши клиенты в крае — это несколько предприятий ФНПЦ "Алтай", компания "Мария-Ра" (мы сделали установку на ее объекте в Новоалтайске) и ряд предприятий, занимающихся производством химических реагентов и косметических средств.
Для нас клиенты из производства представляют больший интерес. Перед ними стоят более сложные задачи по очистке воды, соответственно, им требуются квалифицированные специалисты и качественные решения. У нас часто сетуют на качество городской водопроводной воды, которую все мы используем в быту, но на самом деле оно сейчас относительно высокое и стабильное. На ней негативно сказывается прохождение через старые трубопроводы, но несущественно. Для оптимальной очистки такой воды подойдет любой из тех фильтров, которые сейчас есть в продаже. Вы даже сами можете сделать себе фильтр из подручных средств или отстаивать воду, и это тоже будет эффективно и достаточно.
В производстве же все обстоит иначе. Там требуется вода определенного состава и качества в соответствии с регламентами, и она напрямую влияет на конечный продукт. Например, в микроэлектронике используется дистиллированная вода. Если она будет содержать какие-то вещества даже в незначительных количествах, это приведет к браку. Некоторые заводы заказывают установку для очистки стоков, и эта вода должна потом снова вернуться в производство и промыть оборудование, которое стоит десятки миллионов рублей, а то и долларов. А использованную воду нельзя просто так сбросить, она должна быть относительно чистой, иначе предприятие заплатит штраф.
Мы должны доказать, что именно наши решения помогут достичь нужного эффекта. Для нас постоплата — нормальное явление. Предприятие оплачивает фильтр и работы по его установке после того, как увидит, что он соответствует требованиям. Это выгодно нашим заказчикам, такая схема работы — наше конкурентное преимущество. Кроме того, на формирование нашего положительного имиджа влияет то, что мы работаем при университете. Это дает определенный кредит доверия.
— Многие ученые не могут монетизировать свои разработки. За счет чего это удалось сделать вам?
— Мне кажется, что главный фактор, который сыграл роль, — моя личная заинтересованность в том, чтобы все это заработало. Некоторых ученых интересуют только лабораторные исследования, а коммерциализация изобретений нет. И мне кажется, что это правильно. Я считаю, что коммерческие предприятия должны приходить в университеты и искать людей, которые создают инновации. Но им выгоднее просто купить какой-то уже существующий товар и перепродать его. Научные разработки требуют больших первоначальных затрат, экономического эффекта не будет в течение нескольких лет.
Господдержка инновационных предприятий существует, но нам ее не хватило бы. Если бы мы сами не делали попыток производить и продавать продукцию, ничего бы не получилось. Деньги бы мы освоили, получили какой-то прототип, и на этом бы все закончилось. Все наши сотрудники из университета, их основная деятельность — научно-исследовательская работа. Это не великие зарплаты — все ребята прекрасно знают. Но постоянная ежедневная работа позволяет со временем добиться определенных успехов.
Ученый и бизнесмен
Евгений Васильевич Кондратюк родился 19 февраля 1982 года. Высшее образование получил в Алтайском государственном техническом университете им. Ползунова, имеет ученую степень кандидата технических наук. С 2004 года занимается преподавательской работой на кафедре химической техники и инженерной экологии АлтГТУ им. Ползунова. Становился участником грантовых программ "Ползуновские гранты", "Старт".
В 2008 году на базе результатов проведенных научных исследований создал компанию "НПО "Акватех", которая занимается разработкой, производством и установкой промышленных и бытовых фильтров. Компания участвовала в различных госпрограммах, в частности, "Ты — предприниматель", также была резидентом Алтайского бизнес-инкубатора.
Самое важное - в нашем Telegram-канале