— Андрей Александрович, исторически железная дорога играла важную роль в развитии экономики региона. Какова современная роль холдинга «РЖД» в развитии края?
— Железная дорога с момента своего строительства — один из основных драйверов социально-экономического развития Алтайского края. В этом плане за более чем столетнюю историю мало что изменилось.
Приведу цифры: сегодня из общего объема перевозок в крае на долю железнодорожного транспорта приходится 97% грузооборота и 30% пассажирооборота. Ежегодно нами перевозится более 8,5 млн тонн грузов и свыше 8 млн пассажиров.
У железной дороги ряд преимуществ: прежде всего, это возможность по перевозки больших объемов грузов. В результате снижается нагрузка на автодороги, они становятся более безопасными, снижаются затраты на восстановление дорожного полотна.
Железная дорога работает 24/7. Когда автомобильные трассы массово перекрываются из-за непогоды, поезда не останавливаются, продолжают перевозить грузы и пассажиров.
Кроме того, ОАО «РЖД» — крупный инвестор. Всего за последние два года холдинг направил более 9,5 млрд рублей в развитие железнодорожной инфраструктуры региона и в реализацию совместных значимых проектов.
— Приведите примеры, как железная дорога позволяет алтайским предприятиям продвигать свою продукцию и зарабатывать?
— Железная дорога — транспортная артерия, которая позволяет предприятиям отправлять свою продукцию не только во внутригосударственном сообщении, но и на экспорт. Сегодня мы доставляем алтайскую продукцию более чем в 50 регионов России, в страны СНГ и дальнего зарубежья.
Мы активно развиваем цифровые и скоростные грузовые сервисы. В регионе 97% документов, связанных с грузовыми операциями, оформляется в электронном виде. К примеру, внедрена технология приема порожних и груженых вагонов «Цифровой приемосдатчик». Она позволяет обмениваться данными между грузоотправителем и приемосдатчиком дистанционно.
В конце августа впервые отправили зерновой экспресс по новому маршруту со станции Алтайская на станцию Высоцк Октябрьской железной дороги. Заказчику услуги было важно отправить свой груз целым составом и спрогнозировать подход вагонов в порт для фрахта судна. Услуга «Грузовой экспресс» позволяет решить такую логистическую задачу.
В сентябре первый контейнерный поезд, груженный рапсовым маслом, отправился по новому экспортному маршруту со станции Бийск на станцию Гродеково Дальневосточной железной дороги. Далее груз проследовал через погранпереход к грузополучателю в Китай. Ранее грузоотправителям приходилось отправлять груз через частные терминалы, куда масло доставлялось с алтайских предприятий автотранспортом и впоследствии перегружалось в вагоны.
Сейчас регулярные отправки контейнерных поездов с маслом осуществляются со станции Бийск. Она находится в непосредственной близости от места производства продукции, что позволяет быстрее, экономнее и ритмичнее доставлять груз к месту погрузки и формировать маршрут.
На станции Кулунда у грузоотправителей появилась возможность отправлять груз в крупнотоннажных контейнерах. Для работы с ними на станции оборудована контейнерная площадка с возможностью использования специального перегружателя грузоподъемностью 45 тонн.
Из перспективных направлений, на которое мы предлагаем грузоотправителям обратить внимание — международный транспортный коридор «Север – Юг». Его преимущество — почти двукратное сокращение сроков перевозки товаров в ряд стран по сравнению с традиционным морским путем.
Кроме того, ОАО «РЖД» принимает непосредственное участие в восстановлении инфраструктуры производственных предприятий. За последние два года совместно с партнёрами проведены работы по реконструкции и развитию путей необщего пользования в Заринске, Бийске, Камне-на-Оби, Ребрихе, Михайловке, Бурле. Это позволило элеваторам серьезно нарастить погрузку своей продукции. В конечном счете — это конкурентоспособность, рабочие места, налоги и заработные платы.
— А как обстоят дела с пассажирской инфраструктурой. Здесь есть точки роста?
— Безусловно. Продолжаем развивать пассажирские перевозки. Так, за 3 года парк вагонов пригородного сообщения региона обновили на 94%. Только в 2022 году ОАО «РЖД» приобрело 30 современных вагонов. Это позволило нам в начале декабря прошлого года запустить новый скорый поезд сообщением Барнаул-Славгород.
Его время в пути 6 часов 25 минут. Это быстрее и комфортнее, чем на другом виде транспорта, особенной зимой. В ближайшие годы запланированы поставки еще 26 пассажирских вагонов. Их поступление позволит сделать поезд ежедневным.
Также на Алтай в текущем году пришло 2 современных электропоезда серии ЭП3Д, в конце года придет еще один.
Мы продолжаем приводить в порядок наши вокзалы и платформы, они становятся все красивее. К примеру, уже сегодня ведется реконструкция пассажирского здания в Бешенцево.
Особое внимание уделяем железнодорожному туризму в рамках программы АО «Алтай-Пригород» «Познаем Алтай».
В этом году попробовали запустить спортивный экспресс до Тягуна. И люди пересаживались с автотранспорта в комфортные электропоезда.
Еще запустили в этом году проект «Вектор ускорения», в котором уже суммарно на 78 минут сократили время следования поездов в пути, которые ходят до Алейска и Ребрихи. Это польза для пассажиров и снижает расходы пригородной компании.
Отмечу, что все проекты реализуются совместно с Правительством Алтайского края, и от них уже есть хороший синергетический эффект.
— Расскажите, какими условиями холдинг «РЖД» обеспечивает своих сотрудников? Сколько человек у вас трудится?
— У нас трудится 9 100 человек по более 600 специальностям. На учете стоят 10 тыс. ветеранов.
Мы проходим с нашими людьми весь их жизненный путь. Так, у нас работают детские сады. Есть оздоровительный лагерь имени Юрия Гагарина в Барнауле, в котором отдыхают не только дети железнодорожников, но и школьники со всей страны — от Москвы до Дальнего Востока.
Есть учебные заведения, с которыми РЖД тесно контактирует по подготовке будущих сотрудников — филиал СГУПС в Новоалтайске, лицеи железнодорожного транспорта в Барнауле и Новоалтайске.
Работают поликлиники и больница с кафедрой от медицинского университета. В Барнауле и Новоалтайске есть два физкультурно-оздоровительных центра для локомотивных бригад с большим спектром услуг по оздоровлению и восстановлению: от массажа до физиолечения — поскольку работа напряженная.
Множество спортивных объектов: лыжная база «Локомотив» в сосновом бору в Барнауле; два игровых зала — в Барнауле и Новоалтайске; масса спортзалов; 18 физкультурно-спортивных клубов железнодорожников. Спортсмены от РЖД, кстати, часто представляют край. Недавно на ГТО в Саратове команда, состоящая по большей части из железнодорожников, заняла первое место.
Ветеранское движение у нас сильное — участвует во всех праздничных и спортивных мероприятиях. Связь поколений не теряется. Мы свою историю чтим.
Мы продолжаем обеспечивать все социальные гарантии сотрудников, улучшать условия труда и премировать отличившихся.
Работа наших людей также отмечается на государственном уровне: более 15 железнодорожников Алтайского края за последние 3 года получили орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени, один — первой степени. А начальник станции Заринск получил Благодарность президента РФ.
Наши специалисты понимают, в чем сила команды. Трудятся и отмечают праздники вместе, развивают волонтерское движение: высаживают деревья, убирают мусор, очищают берега рек и озер, занимаются сбором гуманитарной помощи. Мы также помогаем пожилым людям, дружим с ребятами из Бийского детского дома. Поэтому характер по роду деятельности у нас, может быть, и стальной, но душа должна оставаться светлой и доброй.
Самое важное - в нашем Telegram-канале