Конечно же, они не сидят за столом, изнывая от безделья. У них есть телефон, Интернет, курилка. Парадоксально, но нередко они попадают на ключевые посты. Характерный признак лишнего человека: его жизнедеятельность не приводит к улучшению качества продукции или услуги, ради которых существует эта госструктура, эта фирма, эти банк, завод и так далее. И если они исчезнут - "отряд не заметит потери бойца".
"Раньше мы не могли дозвониться до мастера и начальника ЖЭУ, теперь создали трест, посадили начальника над начальником, а мастера так и не дозовешься", - жаловалась старшая по подъезду. Прошло семь лет. Начальник так и остался над начальником. Мастера ЖЭУ не видно и не слышно.
В одной фирме случилась эпидемия гриппа: 10% сотрудников остались дома. Никакого спада продаж не было. "Сколько ж лет я тратил деньги на лишних людей!" - удивился директор. В Новосибирске моя знакомая бизнесвумен приняла рекламистом дочь главы тамошней сотовой компании: "На ее фамилию рекламодатель сам рекламу понесет", - уверяла она. Слава Богу, у девушки хватило ума уволиться после достижения нулевых результатов.
Как они попадают на госслужбу, я еще понимаю. Компетентных начальников у нас раз-два и обчелся. А чего боится некомпетентный? Того, что его подсидят. Вот и нанимает не способного, а лояльного. Благо до сих пор живет и здравствует старый советский "блат", так что недостатка в кадрах не ожидается.
Сложнее понять, почему они приживаются в частных фирмах, в которых главное - конечный результат и прибыль. Ведь с этих людей не спросишь: их не принимают по конкурсу, хотя и платят им столько же, сколько тем, кто упирается. Неужели топ-менеджеры не видят, насколько эти особенные люди мешают развиваться всей организации, насколько они снижают ее конкурентоспособность?
...Мы все еще ждем, что произойдет экономическое чудо. Но никакого рывка вперед не будет, если, как и прежде, преференции на госслужбе, в фирме и вообще на рынке будут оказывать лояльным или "своим". Может, прежде чем возмущаться, что нас разоряют импортная продукция, иностранные или местные конкуренты, фирмы из соседних регионов (выбирай любое), лучше спросить себя: а все ли я сделал для того, чтобы встретить конкурентов во всеоружии?
Надежда СКАЛОН,
редактор секции "Экономика" «СК»Самое важное - в нашем Telegram-канале