Владимир Шпенглер,
председатель "Алтайской краевой торговой ассоциации":
В ноябре 2006 года была создана "Алтайская краевая торговая ассоциация" — отраслевая организация, которая консолидировала оптово-розничные предприятия, работающие на Алтае, независимо от масштабов их бизнеса. Учредителями стали крупные краевые и межрегиональные операторы рынка. На сегодняшний день в ассоциацию входит ряд предприятий городов и районов края. В текущем году к нам присоединились компании "Роспечать-Алтай", "Русский холод", "Парфюм-вояж". Сейчас вопрос о вступлении решают "Ольтамар", "Знак", ведутся переговоры с другими торговыми предприятиями.
Мы занимаемся проблемами, с которыми в той или иной мере сталкиваются все представители отрасли. Основные задачи, которые ставит перед собой ассоциация, — представление интересов отраслевого объединения в органах власти, взаимодействие в области повышения эффективности торговли, качества, безопасности товаров и услуг, выход на рынки края и другие регионы, подготовка кадров для сферы торговли. Торговую сеть нашего региона формируют такие крупные компании региона, как "Мария-Ра", "Новэкс", "Аникс", "Раздолье", "Хелми", "Форнэ". В настоящее время торговые сети являются участниками соглашения "О взаимодействии, о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" от 10 декабря 2007 года и дополнения к нему с Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
На майском заседании ассоциации представители краевой администрации по нашей просьбе озвучили информацию о возможности получения субсидий по банковским кредитам. Сейчас кредиты выдаются в пределах 10 млн. рублей, если предприятие занимается производством, и в пределах 7 млн. рублей, если оно развивает торговлю. В конце года 2/3 ставки рефинансирования компенсируется. Если администрация района или города поддерживает предпринимателя и дает ему ходатайство, то проблем не возникает.
Также мы рассматривали возможность организовать алтайскую ярмарку закупок. Менеджеры по закупкам крупных торговых сетей соберутся в одном месте и дадут возможность всем поставщикам продуктов питания предложить свой товар. Сейчас эта идея находится в разработке.
Еще один сложный вопрос, который мы обсуждали на майском совещании, — это урегулирование продажи алкогольной продукции. Из администраций районов поступает много жалоб от жильцов на работающие круглосуточно магазины и павильоны. В 30% субъектов Федерации ночная торговля алкоголем запрещена. Мы же не считаем необходимым использовать в этом вопросе какие-то запреты, поскольку сразу увеличится уровень продажи нелегального алкоголя. Были случаи, когда сами "нелегалы" жаловались на круглосуточный магазин, чтобы устранить конкуренцию. В итоге магазин закрыли, а после выяснилось, что ранее на его месте была точка по продаже "паленой" водки.
Сама покупка алкоголя в магазине ночью не является преступлением. Нарушением общественного порядка считается распитие спиртного на улице. Но это должны контролировать органы правопорядка. Сети приняли решение, что сами будут наводить порядок возле своих магазинов: размещать информационные щиты и заключать договоры с ЧОП. Хотя, по нашей статистике, доля алкоголя в ночных продажах составляет не более 15%.
Еще одной проблемой является внесение изменений в краевое постановление "О прилегающих территориях". После того как Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры дало отрицательное заключение по нашему проекту, на совместном заседании мы разговаривали об этом с заместителем начальника ведомства Андреем Паньковым. Я высказал свое несогласие с ответом-отпиской. Мы объяснили, что наш проект дает преимущество данному постановлению установить более четкий и понятный порядок определения прилегающей территории.
Практика применения действующего постановления показывает, что различные муниципалитеты трактуют способ отсчета по-разному. Например, в Белокурихе прилегающую территорию отмеряют по радиусу от центра объекта, в Бийске — прямой линией параллельно объекту (через здание, заборы). Расстояние каждый муниципалитет определяет индивидуально. Но мы не говорим о метрах, мы говорим о том, как считать. В действующем постановлении не определено, от какой точки объекта мерить расстояние до мест массового скопления людей. Мы предлагаем мерить от входной двери объекта. Сейчас измерения осуществляются прямой линией, кратчайшим путем, но мы считаем, что правильнее это делать по пешеходным дорожкам, чтобы удлинить расстояние. Поэтому очевидно, что пересмотра размещения объекта относительно культурно-исторических ценностей, о котором говорится в письме управления, не потребуется. Владельцы существующих объектов не потеряют лицензию, потому что расстояние только увеличится. Мы полагаем, что такой порядок расчета является более детализированным, что повлечет его эффективное применение на практике.
В управлении решили еще раз вернуться к этому вопросу. И я думаю, что итог все-таки будет положительным. Еще раз отмечу, что мы не ограничиваем муниципалитеты в установлении допустимого расстояния до мест массового скопления людей. Понятно, что если для Барнаула 100 метров не такое существенное расстояние, то в каком-нибудь районном центре 30 метров — это уже много.
Самое важное - в нашем Telegram-канале