В связи с этим редакция газеты "Ваше дело" пригласила на "круглый стол" трех экспертов и спросило их: стоит ли инвестировать в Интернет и действительно ли в Сети легко заработать? В дискуссии приняли участие Татьяна Газукина, директор интернет-агентства "Митра", Евгений Агеенко, директор компании "Где.ру" и Денис Матис, владелец нескольких проектов в Интернете.
Успешных немного
— Действительно ли сегодня Интернет — это новая "нефтянка", "бездонная скважина", куда можно инвестировать и получить быстрые деньги?
Евгений Агеенко (Е. А.): — Ответ на ваш вопрос зависит от того рынка, на который планирует выходить будущий интернет-предприниматель. Если это федеральный уровень, то стоимость проекта будет сопоставима с объемом инвестиций, например, в производство новой зубной пасты и ее продвижение на массовый рынок. На региональном рынке и в узкой нише все упрощается. Именно это многих и привлекает. Можно поработать два месяца, вложить, условно говоря, 2 тыс. рублей и уже создать прототип, который хоть как-то, но будет работать и развиваться. Это проще, чем поставить автомойку. Там нужно сразу инвестировать в строительство здания. Ведь начать работать на улице с ведром и тряпочкой не каждый сможет.
Татьяна Газукина (Т. Г.): — По статистике, только 2% интернет-проектов становятся успешными. Если отталкиваться от этого и представить, сколько существует специалистов в сфере Интернета, проекты которых провалились, то становится понятно, что выход на интернет-рынок определяется не количеством денег, а идеей. Идею можно реализовать и за 2 тыс. рублей, и за 2 млрд. долларов. Но без нее успеха не будет.
— Денис, до этого вы занимались бизнес-проектами, которые не были связаны с Интернетом. Что вас побудило вкладывать деньги в Сеть?
Денис Матис (Д. М.): — Как минимум желание войти в 2% успешных. (Смеется.) Я хотел бы еще добавить к сказанному коллегами, что интернет-проекты создаются для разных целей. Некоторые для того, чтобы действительно предложить что-то новое и зарабатывать на этом. Другие, чтобы их пропиарить, "раздуть", а потом продать. Так, например, поступили создатели Grupon. Но через короткий отрезок времени после успешного начала продажи акций компании их цена упала на 15% за один день.
Т. Г.: — Да, сейчас у этой компании много долгов, она "раздутый мыльный пузырь". Хотя пару лет назад создатель Grupon появлялся на обложке Forbes как автор самого успешного бизнес-проекта за всю историю существования Интернета.
— Евгений, ваш проект Gde.ru существует уже семь лет. По-вашему, что является составляющими успеха проекта в Интернете?
Е. А.: — Я считаю, что реализацию любой идеи можно довести до финала и любая идея несет в себе нечто ценное. В случае когда что-то не получается, не факт, что плоха идея. Может быть, вы что-то делаете не так. Почему у меня долго не получалось с Gde.ru? Мне не хватало знаний. Я изучал тему несколько лет, многому научился. Идея начала работать. По сути, мой бизнес мало чем отличается от классического бизнеса в офлайне. Я решаю те же проблемы, что и обычные предприниматели: как найти хороших людей, заинтересовать их, как рекламу продать и пр. Спекуляцией — созданием проектов с их последующей перепродажей в десять раз дороже — я пока не занимался. Это совсем другое направление.
Т. Г.: — Для успеха интернет-проекта нужна команда, без нее бизнеса не будет. Считаю, что высока вероятность того, что проект закроется, если его инициаторы обратятся к сторонним разработчикам. Какими бы профессионалами они ни были, их сложно замотивировать идеей. Им, как правило, нужны большие зарплаты. Начинающий инвестор может заплатить кучу денег, но вдруг он ошибется? И опять же, зачем посторонней команде работать на инвестора? Они могут создать для клиента видимость работы, а потом сами реализовать его идею и запустить проект.
В собственной команде нельзя допускать текучку кадров. Это тоже ставит проект под угрозу. Все члены команды должны верить в идею, гореть ею.
Рецептов нет
— Как рассчитать свой бюджет, начиная проект в Интернете?
Е. А.: — Стоимость разработки сайта и цена его дальнейшего сопровождения, рекламы и продвижения соотносится как один к десяти. Нужно составить финансовый план на год, просчитать все расходы, заложить в него какие-то риски.
Д. М.: — Оценить бюджет тяжело, готового рецепта здесь нет. Нужно следить за тем, какие варианты продвижения актуальны и эффективны именно сегодня. Подобрать минимальную стоимость "одного клика" или стоимость "одного клиента". Вот главная задача. Год назад были интересны SMS-рассылки, сегодня это пустая трата денег.
— Что лучше — придумать свою идею или найти уже работающую модель и адаптировать ее к конкретным условиям рынка?
Т. Г.: — Это зависит от темперамента человека, от того, может ли он быть одержимым идеей. "Митра", например, открывалась в те времена, когда другие веб-студии закрывались. Это как раз было время, когда лопнул первый интернет-пузырь. Ее создателя Дениса Газукина остановить было невозможно. Ему был 21 год. Первый компьютер он сумел взять в кредит, с этого "Митра" и началась. Он находил выходы из любых ситуаций, у него глаза горели, когда он говорил об этом бизнесе. Осторожному человеку лучше выбирать что-то менее рискованное, начать с малого, набить шишек, а через какое-то время попробовать все просчитать.
Е. А.: — В интернет-бизнесе иметь хорошего продавца рекламы гораздо важнее, чем в бизнесе офлайн. И сам его создатель должен уметь продавать.
Автомойку можно поставить в удачном месте и обходиться вообще без рекламы. В Интернете к вам на сайт просто так никто не придет. Я знаю такие примеры, когда сайты делаются буквально за два дня, а реклама на них приносит 50 тыс. рублей в месяц и больше. Просто там хороший продавец рекламы.
Незрелый рынок
— Часто сайты различных компаний, в том числе и производственных, работают неэффективно. Что нужно для того, чтобы они начали еще и продавать?
Т. Г.: — Мы часто сталкиваемся с тем, что компании относятся к интернет-представительству как к чему-то побочному. Сайт не интегрирован в бизнес-процессы. Его не упоминают в рекламе. Секретаря не уволят, если он не отработает заявки с сайта, а если бы он не ответил на телефонный звонок, уволили бы сразу. Также не объясняют на сайте, как через него купить или получить ту или иную услугу, пишут просто: "Покупайте". А доверие покупателя нужно заработать.
Е. А.: — Мы разработали несколько интернет-магазинов для довольно крупных оптовых компаний. Им это было нужно для оптимизации бизнес-процессов. Удобнее, когда заявки поступают через сайт в едином формате и сразу интегрируются в "1С". Работа идет быстрее.
Д. M.: — Запускать интернет-магазин только для Алтайского края неправильно, потому что у нас этот рынок еще незрелый в отличие от Москвы или стран Европы. У нас люди не доверяют интернет-магазинам. И психология у них такая: "Лучше я схожу в магазин около дома, чем буду переплачивать три рубля за молоко". Да и Интернетом у нас еще далеко не все пользуются, несмотря на то что во многих домах по три-четыре провайдера присутствуют. А если и пользуются, то зачем? Кино скачивают, в социальные сети ходят, почту отправляют, и все. Даже бесплатных каких-то сервисов многие не знают. И бизнес себя в Интернете пока не видит. Другое дело, что, находясь здесь, можно производить интернет-продукт для той же Москвы или за границу.
Впрочем, у меня есть и удачный пример. Мы всю оптовую торговлю автозапчастями перевели в Интернет. Те оптовики, которые не используют интернет-сервисы, разоряются. Все розничные магазины автозапчастей уже привыкли делать заказы через Интернет.
— В какие виды интернет-проектов лучше инвестировать сегодня?
Т. Г.: — Нужно смотреть, что хорошо продается в офлайне и легко адаптируется к онлайну. Например, автозапчасти, шины, косметика, компьютерная техника. Ведь есть товары, которые точно не выберешь через интернет-магазин.
Если зарабатывать на рекламе, то нужно максимально сузить и конкретизировать свою целевую аудиторию. Чем она уже, тем дороже реклама, ведь попадание будет более точным.
— Но многие рекламодатели при размещении рекламы в Сети по-прежнему смотрят только на количество посещений и просмотров.
Д. М.: — Значит, они вообще не разбираются в этом вопросе. Одно дело, когда рекламируешь хлеб, который едят почти все, а другое — реклама какой-то специфической продукции. Реклама в Интернете очень динамично развивается. Что эффективно сегодня, через пару месяцев уже никуда не годится.
Т. Г.: — У нас были случаи, когда заказчики принимали решение купить рекламную стратегию в Интернете через полгода после ее разработки. Они не видели, что в ней было крупно написано "действительно в течение трех месяцев".
Смелость и осторожность
— Многим Интернет интересен тем, что он практически не контролируется и там отсутствуют административные барьеры при открытии и ведении бизнеса. Это так?
Д. M.: — Интернет контролируется слабее, но и здесь нужно соблюдать законы. В Сети все платежи происходят по безналичному расчету, и эту цепочку легко можно отследить. Одно дело, когда на карту приходит два платежа, а другое, когда десятки. Как поймать нарушителей в Интернете, известно. Другое дело, что не хватает рук, чтобы всех ловили.
Т. Г.: — Когда человек прячет доходы, он делает свой бизнес полулегальным. Его легко может кто-то себе присвоить, и ты ничего не докажешь. Что касается контроля, то могу сказать, что зачастую правоохранительные органы и судьи не очень понимают терминологию Интернета. Им сложно разобраться в том, что на самом деле произошло.
Е. А.: — Я лично знаком с несколькими людьми, которые получили условные сроки за бизнес в Интернете. Они продавали запрещенные товары и не платили налоги.
Д. М.: — Чем сильнее нарушение, тем вероятнее, что за него накажут.
— Если человек после всех ваших предостережений все же решил инвестировать в Интернет, что вы ему посоветуете?
Е. А.: — Половина успеха — это грамотное планирование бюджета и производства. Другая половина — это команда.
Т. Г.: — Я бы посоветовала на всякий случай иметь какой-то запасной вариант. И еще — не быть перфекционистами. Лучше запустить интернет-проект с минимальным набором функций, но раньше и потом его развивать. Он уже будет работать. Советую также быть смелым, но осторожным.
Д.М.: — Главное — сделать первый шаг. А то у меня есть знакомые, которые по десятку лет носятся со своими идеями и ничего не делают для их воплощения. Не нужно бояться говорить о своих идеях вслух — люди подключатся и помогут вам.
Справка
Евгений Агеенко, директор портала "Где.ру". Интернет-проект — доска объявлений в Интернете Gde.ru. Существует семь лет. Также является директором в компании "Дизайн Где.ру", которая занимается разработкой сайтов.
Татьяна Газукина, директор интернет-агентства "Митра", которое занимается разработкой сайтов.
Денис Матис, совладелец сервиса 5ine.ru (продажа скидок), магазина "Автокорея" (оптовая продажа автозапчастей), лазертаг-клуба "Полигон 22" (организует игры по лазерному пейнтболу). Готовит к запуску еще три интернет-сервиса.
Цифра
5 млрд. долларов составила выручка сети Facebook по итогам 2011 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале