Экономика

Наталья Портнова: "Мы быстро реагируем на изменения рынка"

Российский шинный рынок продолжает находиться под влиянием консолидации, начатой еще в докризисные времена. В конце августа о своем намерении образовать (путем слияния) крупнейшего производителя шин осторожно заявили два лидера — "Сибур – Русские шины" и "Нижнекамск­шина". Если такое объединение когда-либо состоится, то новый игрок будет контролировать примерно две трети отечественного рынка. Именно с такими серьезными холдингами сегодня конкурирует "Алтайский шинный комбинат" (АШК).

По итогам I полугодия 2010 года на отечественном рынке АШК занимает прочные позиции. Доля алтайского производителя по производству грузовых, легкогрузовых и сельскохозяйственных шин в России равна 12,2%. Это третья позиция в стране. Причем барнаульский завод по объему производства опережает предприятия холдинга "Амтел". АШК также принадлежит второе место в сегменте производства сельскохозяйственной шины (доля — 22,2%) и третье место в сегменте производства грузовых шин (8,7%). Будучи именно в таких рыночных условиях, на вопросы отвечала Наталья Портнова, генеральный директор управляющей компании АШК.

Из кризиса отрасль не вышла

— Наталья Викторовна, хотелось бы начать нашу беседу с итогов I полугодия. Каких результатов добился за шесть месяцев АШК? Можно ли на основании цифр говорить о том, что шинный рынок уже преодолел кризис?

— Если отталкиваться от кризиса, то, конечно же, 2009 год был для нас очень сложным. Объем реализации продукции в силу различных причин у нас сократился на 13,4% в фактических ценах, а выручка упала до 4 млрд. рублей в год.

Прошедшее первое полугодие мы завершили с положительной динамикой производства. Объем реализации продукции за шесть месяцев составил 2,09 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи выросли на 11,4%. Еще существеннее выросло производство: здесь положительная динамика составила 22,6%. Но говорить о том, что мы вышли полностью из кризиса, на мой взгляд, преждевременно. Лишь в июне-июле мы ощутили оживление спроса. Однако есть масса причин, которые сегодня отрицательно влияют на положение шинников.

— Какие это причины?

— Первый фактор — сырье. С начала года оно выросло для нас в цене в среднем на 35%. Главное сырье для шинного производства — каучук и техуглерод. У отечественных производителей каучуков в начале года наблюдалась тяжелейшая ситуация: долгое время не было собственного сырья. Два европейских завода, которые обеспечивали их бутадиеном, прекратили работу, и на шинном рынке сложился весьма болезненный дефицит синтетических каучуков (выпускаются на основе бутадиена). А затем на фоне роста экспортных цен отечественные производители синтетических каучуков поставляли свою продукцию преимущественно на мировой рынок. Тем самым оставляя российских шинников практически без сырья.

Второй фактор — усложнившиеся отношения с Министерством обороны РФ. Мы на протяжении ряда лет являлись его поставщиком. В общем объеме производства продукции на долю госзаказа у нас приходилось примерно 10%. Но в этом году Минобороны заявил такие цены на поставку шин, что соглашаться с ними — это значит, работать себе в убыток. Мы даже сократили свое участие в тендерах Министерства обороны, поскольку сами под влиянием роста цен на сырье подняли цены на свою продукцию на 13–18%.

И, наконец, третий фактор — общее снижение спроса на шинную продукцию, которое отразилось и на нас. Безусловно, больше всего пострадал легковой сегмент, который для АШК не является основным. 94% нашего ассортимента — это грузовые, легкогрузовые и сельскохозяйственные шины. А вот заводы, которые изначально были запрограммированы на производство легковой шины, понесли серьезные убытки (действительно, по данным газеты "Ведомости", чистый убыток компании "Сибур – Русские шины" в 2009 году составил 659,6 млн. рублей, а у "Нижнекмскшины" — 94,5 млн. рублей. — Прим. "ВД").

Подводя некий итог, можно сказать, что в этом году у нас наблюдается незначительный подъем рынка. К примеру, наш годовой план по размеру выручки составляет около 5 млрд. рублей, что больше результата 2009 года. Но сравнивать этот год с каким-нибудь предкризисным я бы не стала. К примеру, в 2007 году рынок был таким горячим, что у нас склады пустовали. Вся продукция из цехов сразу загружалась в машины и поставлялась заказчику.

— Антикризисная программа была связана с сокращением издержек?

— Не только. Мы ориентировались на выпуск продукции, которая, по нашим оценкам, оставалась наиболее востребованной рынком. Наши шины в основном покупает малый и средний бизнес. В кризис у него возникли проблемы с оборотными средствами — его перестали кредитовать. Поэтому мы разрабатывали новые программы для наших партнеров. Они были связаны с возможным предоставлением различных финансовых гарантий, поручительств и т. д. И одновременно мы начали давать свою продукцию в рассрочку. Это позволило нам избежать большого падения.

— А за счет чего вам удалось нарастить объемы производства?

— За счет разработки антикризисной программы, которая предусматривала несколько направлений. Во-первых, мы в прошлом году сознательно сократили объемы выпуска продукции. Во-вторых, запустили в производство новые модели автомобильных и авиационных шин. И, в-третьих, произвели существенное сокращение затрат, в том числе за счет снижения материалоемкости продукции.

Наша программа принесла ожидаемые результаты. При сегодняшнем графике работы мощности АШК загружены на 100%. Но в ближайшее время мы планируем увеличение производства, и поэтому к марту 2011 года комбинат перейдет на непрерывный двухсменный график работы (то есть без выходных). К августу следующего года завод будет выпускать шины в три смены, круглосуточно. В результате наши объемы производства возрастут на треть. Для реализации этой программы нам необходимо дополнительно набрать 700–800 человек.

Переход на "квадроплекс"

— На вашем сайте написано, что в 2008 году треть продукции АШК поставлялась на экспорт.

— Да, это так. И такое же соотношение сохранилось сейчас.

— На какой сегмент рынка вы в большей степени ориентируетесь — первичный или вторичный?

— На оба. В первичном сегменте мы сотрудничаем по автошине с "Ташкентским тракторным заводом", с заводами "НефАЗ", "Курганские автоприцепы", "Автомобили и моторы Урала". По авиации — с РСК "МиГ", с "Компанией "Сухой", "Таганрогской авиацией", корпорацией "ИРКУТ", "Ростовским заводом гражданской авиации № 412" и многими другими.

Что касается вторичного рынка, то туда нашу продукцию в основном поставляют оптовые компании, наши дилеры во всех регионах РФ и странах зарубежья. Также розничная реализация осуществляется через магазин "Форвард" в Барнауле.

— Насколько мне известно, вы активно занимаетесь модернизацией производства, расширяете модельный ряд. Совсем недавно сделали шину для внедорожников…

— Да, это модель Forward Safari 500. Ноу-хау для России. Ее серийный выпуск мы начали в июне. Шина предназначена для легковых и грузопассажирских автомобилей повышенной проходимости с колесной парой 4x4 — внедорожников УАЗ и их зарубежных аналогов. Шина пользуется бешеным спросом у потребителей, так как ни один из отечественных заводов больше не выпускает внедорожную шину с таким агрессивным рисунком. При этом аналогичная импортная модель для джипа стоит около 20 тыс. рублей, а наша — 3 тыс. рублей. И отзывы о новой модели мы получаем хорошие.

— Какие планы по модернизации предприятия сейчас осуществляются?

— Мы провели переговоры и подписали договор со словацкой компанией Konstrukta-Industry, которая будет поставлять нам и монтировать в подготовительном цехе новое экструзионное оборудование — линию "квадроплекс". Она позволяет производить протекторы одновременно из четырех резиновых смесей. При этом габариты деталей стабилизируются в пределах 0,1 мм! Благодаря такой точности снижаются силовая неоднородность и динамический дисбаланс шины, тем самым повышается комфортность езды. Линия позволит нам расширить конструкторские возможности по созданию более совершенных рисунков протектора.

Сейчас у нас работает линия "дуплекс". Переход на "квадроплекс" даст значительное повышение качества продукции. Это инвестиционный проект, который мы осуществляем при помощи банковских кредитов. Его стоимость — 180 млн. рублей.

— Дальнейшее развитие комбината должно быть связано с расширением ассортимента. Что сделано в этом году, какие планы на следующие годы?

— На этот год мы запланировали освоение восьми новых моделей для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. В конце июня на предприятии уже изготовили пробную партию грузовой шины модели "Алтайшина 111" для автобусов среднего и малого класса, а также для грузовых автомобилей ГАЗ. Совсем недавно, 12 августа, мы выпустили пробные партии модели "Алтайшина 79". Она предназначена для грузовых автомобилей и автобусов среднего класса. А осенью мы начнем производство шины для тракторов К-700.

В следующем году ассортиментную линейку АШК пополнят 10 моделей для легкогрузовых автомобилей, автобусов особо малой вместимости и автомобилей с колесной формулой 4х4. Также в планах освоения — всесезонная легковая шина для автомобилей ВАЗ. Итого мы готовим к выпуску почти два десятка новинок для всех видов наземного транспорта. 

— А сколько моделей в настоящий момент производится на комбинате?

— 95 автошин и 38 авиашин.

— АШК приходится конкурировать с сильными игроками. Это холдинг "Сибур" и компания "Татнефть", в структуру которой входит "Нижнекамскшина". У них наверняка есть преимущества, связанные с холдинговым построением компаний. А в чем ваш козырь?

— В мобильности. Мы очень быстро реагируем на изменения рынка и можем принять какое-то важное стратегическое решение буквально за полчаса. В крупных компаниях это практически невозможно. Например, все руководство "Сибур – Русские шины" находится в Москве, поэтому на заводе в Омске производственники самостоятельно не могут принять решение. Если в течение месяца на рынке поменялся спрос, то маркетинговое решение требуется незамедлительно. Так что, когда мы быстро реагируем на изменение спроса и решаем проблемы заказчиков с отгрузкой продукции, они это оценивают очень высоко.

О чем еще рассказала собеседница

Об авиационном сегменте

— Во второй половине прошлого года мы существенно расширили наш авиационный ассортимент. К выпускавшимся ранее 29 моделям добавили еще девять. Они предназначены для использования на военно-транспортных самолетах Ил-76, на противолодочных самолетах Ту-142, на пассажирских самолетах
Ту-154М. Кроме того, мы изготавливаем шины для сверхзвуковых истребителей МиГ-31, для перехватчиков-истребителей Су-15, а также для гражданских и военных вертолетов.

Мы сознательно отдавали предпочтение продукции военного назначения. Производство шин для гражданской авиации в нашей стране в ближайшие годы будет умирать вместе с выходом из строя отечественных пассажирских самолетов. С 1990-х годов выпуск гражданских судов в России фактически не ведется, а новый самолет, разработанный недавно Sukhoi Superjet 100, будет комплектоваться французскими шасси. Поэтому потребность в шинах для гражданской авиации в РФ скоро отпадет.

О кадровом составе

— У нас на комбинате работает много молодежи. Мы еще в 2008 году начали вводить ставки стажеров для технических специалистов. У нас есть соответствующий договор с АлтГТУ. На базе нашего завода открыта кафедра АлтГТУ "Технология переработки пластмасс и эластомеров". Студенты здесь проходят практику, пишут свои курсовые и дипломные работы, и уже с четвертого курса мы начинаем отслеживать наиболее перспективных ребят и приглашать их на работу.

Кто такая Наталья Портнова

Наталья Викторовна Портнова родилась в Кемеровской области. Имеет три высших образования: техническое, юридическое и экономическое. С 2003 года — начальник юридического отдела компании "Алтайэнергоспецкомплект", затем стала заместителем генерального директора этой компании по правовым вопросам.

В сентябре 2004 года пришла на "Алтайский шинный комбинат" на должность начальника юридического отдела. В ноябре того же года стала директором по правовым вопросам. С 2006 года — исполнительный директор предприятия. В настоящее время занимает должность руководителя ОАО ПО "Алтайский шинный комбинат". Замужем. Воспитывает дочь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость