Как и раньше, мы не знаем, сколько труб или проводов заменили компании на наши деньги. С нами, жильцами, не заключают договор, в котором были бы прописаны наши и их права и обязанности. Признаюсь вам по секрету: я даже не имею ни малейшего понятия, о чем эти подрядчики договорились с мэрией, взяв в управление тепловое, электросетевое и прочее хозяйство. А вы? Но, как оказалось, этих проблем можно
было бы избежать.
Дело в договоре
Власти (и не только российские - проблема-то типичная) зачастую не понимают: основа успеха подобных проектов - ясный и подробный долгосрочный договор между городом и частным подрядчиком. В договоре должны быть прописаны все параметры, которых необходимо достигнуть за те деньги, которые будут выплачены частному подрядчику.
- В Индии, где наша фирма разрабатывала подобный проект для строительства и эксплуатации дорог, в договоре был указан даже материал, который будет
использоваться на различных пластах дорожного полотна, - объясняет корреспонденту "СК" Джек Ньюшлос, консультант компании CNS Cameron McKenna (Великобритания), с которым мы встретились в Москве. - В Болгарии, где частным подрядчикам был передан софийский водопровод, договор мы готовили около года, это был весьма объемистый том. С другой стороны, я видел договор, который подписала структура холдинга "Интеррос", взявшая в аренду "Водоканал" в
Перми. Он был примерно на 10 страницах. Грамотно подготовить такой документ, включив в него все детали, - непростая задача, но технология его разработки существует, и ее можно тиражировать.
Дело в том, кто собирает деньги
Но составить и заключить подробный договор - это, как объясняет г-н Ньюшлос, еще полдела. Важно контролировать его исполнение. Как это делается?
- Контролируют деятельность подрядчика через систему платежей, - говорит он. - Если он выполняет те требования, которые заложены в договоре, то получает полный платеж, который покрывает а) его расходы, б) его кредиты и в) ту прибыль, которая заложена в договоре. Если какие-то параметры договора не выполняются, он получает меньше. Вот, собственно, и вся нехитрая логика этого процесса.
- Но для этого необходимо, чтобы платежи собирал не "Водоканал", "Барнаулэнерго" или Горэлектросеть, а сам город?
- Именно так. Муниципалитет является машиной для сбора денег и имеет все законные основания для этого. У него есть отстроенная структура для сбора денег; полагаю, у вас это комитет по финансам или что-то в этом роде. А подрядчик должен заниматься починкой труб и очисткой воды - тем, что он делает (или предполагается, что делает) хорошо. Сбор платежей, выставление счетов - другая работа.
Аэропорты, дороги и уличное освещение
- Я читала, что на таких условиях частным компаниям отдают не только коммунальные, но и другие объекты. Вы уже упоминали дорожное строительство. О чем еще может идти речь?
- По схеме государственно-частного партнерства, которую мы с вами описали, во многих странах мира строятся и эксплуатируются аэропорты, делается уличное освещение. Или, допустим, от муниципалитета требуется предоставлять социальную услугу - обучение детей. Для этого нужно построить школу. Город заказывает эту школу у частного подрядчика, который берется эту школу а) построить и б) управлять ее деятельностью.
- Ну, частные подрядчики строят у нас школы давно. В чем принципиальное отличие вашей схемы?
- До момента завершения строительства школы подрядчики не получают от муниципалитета ничего. Они строят эту школу на собственные средства и кредиты.
После чего та же самая частная компания может заняться тепло- и электроснабжением, ремонтами, закупками оборудования, вплоть до найма учителей - как договорятся. В чем плюс этой схемы? Частный подрядчик, если он взял объект в концессию на 25 лет, будет в первую очередь размышлять о том, сколько будет стоить его эксплуатация на протяжении всего срока. Поэтому его затраты на строительство будут выше с тем, чтобы операционные были ниже. Логика муниципалитета другая. У него заложены какие-то бюджетные средства, и он будет стараться их экономить. Поэтому он построит дешево и плохо. А эксплуатация этого объекта - это уже следующий бюджетный цикл, и отвечать за него, возможно, будет
другая власть.
Словарик "СК"
Государственно-частное партнерство - это механизм, предоставляющий правительствам возможность выполнить свои обязательства перед обществом за счет получения средств и услуг от частного сектора. Используется для строительства и эксплуатации автодорог, мостов, железных дорог, аэропортов, портов, паромов, дорожных служб, уличного освещения, больниц, объектов для обработки питьевой и сточной воды, конторских помещений, пансионатов, социального жилья, школ, судов, тюрем и др.
Кто поставляет жилищно-коммунальные услуги в Барнауле?
Услуга | Компания-поставщик услуги | Кто контролирует компанию | Основной собственник имущества | На каком праве распоряжается | Кто принял решение о выходе оператора на рынок | Форма контроля муниципалитета или властей региона |
Производство тепла и электроэнергии | ОАО "Алтайэнерго" |
54,6% акций у РАО "ЕЭС России", 33,4% - у Сибирской уральской энергетической компании (Москва) | Акционеры | На праве собственности | Федеральные и региональные органы власти в рамках законодательства о приватизации | Через тарифы, устанавливаемые администрацией края |
Транспортировка тепла | ОАО "Алтайские коммунальные системы" | 100% - ОАО "Российские коммунальные системы" (учредители "РКС" - РАО "ЕЭС России - 25%, United Financikal Group - 25%, Кузбассразрезуголь - 10%, Евразхолдинг - 10% и др.) | "Алтайэнерго" и муниципалитет |
1. Муниципальное - аренда на 15 лет. 2. Принадлежащее "Алтайэнерго" - по договору обслуживания |
2. "Алтайэнерго" | Через тарифы, устанавливаемые администрацией края. Через контроль соблюдения условий договора аренды |
Транспортировка электроэнергии | ОАО "Барнаульская горэлектросеть" |
58,952% акций у комитета по имуществу Барнаула, Около 20% контролируется ФПГ "Сибма" (руководитель - Анатолий Банных) | Муниципалитет |
Договор доверительного управления имуществом (до 1.01.2006) | Администрация Барнаула | Через участие чиновников горадминистрации в совете директоров; через тарифы, устанавливаемые администрацией края |
Система начисления коммунальных (и пр.) платежей | Единый информационно-расчетный центр "Система Город" | ФПГ "Сибма" | Учредители | На праве собственности | Учредители | Нет данных |
Производство и транспортировка тепла | ООО "Барнаулэнерго" | Группа компаний "Магис" (руководитель - Олег Баварин) | Муниципалитет | Долгосрочная аренда на 15 лет | Администрация Барнаула | Через тарифы, устанавливаемые администрацией края; через контроль за соблюдением условий договора аренды |
Водоснабжение, канализация | ООО "Барнаульский Водоканал" | Группа компаний "Магис", "Росводоканал" (консорциум "Альфа-групп", Москва), 40% - у комитета по имуществу Барнаула | Муниципалитет | Краткосрочная аренда | Администрация Барнаула | Через тарифы, устанавливаемые администрацией Барнаула; через контроль за соблюдением условий договора аренды |
Вывоз твердых бытовых отходов | ООО "Чистый город" | Группа компаний "Магис" | Муниципалитет | Аренда | Администрация Барнаула | Через тарифы, устанавливаемые администрацией Барнаула; через комитет по ЖКХ |
Распределение и производство сжиженного газа населению | ОАО "Алтайкрайгазсервис" |
25,5% - федеральное агентство по управлению имуществом; 48,4% - ЗАО "Росичи"; 13,67% - кипрская компания Daeburg Holdings Ltd. | Акционеры | На праве собственности | Федеральные и региональные органы власти в рамках законодательства о приватизации | Через тарифы, устанавливаемые администрацией края |
Примечание. По данным комитета по ЖКХ администрации Барнаула, техническим обслуживанием лифтового хозяйства на территории Барнаула занимаются четыре предприятия - ООО "Алтайлифтсервис Плюс" (884 лифта), БООО "Союзлифтмонтаж" (421 лифт), ООО "Лифткомплекс" (124 лифта) и ООО "Технолифт" (388 лифтов). Обслуживанием антенн занимаются ООО "Антэко-сервис", МЭУ-1 БГООИ "Исида" , ООО "Инвис" , ЗАО "Свифт", ПБОЮЛ Кузюра А. Н. , ООО "Седьмое чудо" и ООО "АСТВ". Банно-прачечные услуги в Барнауле оказывает ООО "Бытсервис", учредителями которого являются физические лица. Бани переданы на условиях аренды.
Самое важное - в нашем Telegram-канале