— Сергей Васильевич, вы новый директор филиала "Ростелекома" на Алтае, но в компании, можно сказать, старожил. Расскажите, какие проекты были реализованы при вашем участии и какие из них вам были наиболее интересны.
— Я работаю в телекоммуникационной отрасли вот уже 20 лет. И не помню ни одного периода, когда бы перед связистами не ставились амбициозные задачи. Мы постоянно работали в режиме пилотных проектов, внедрения чего-то нового. А суть работы всегда была примерно одна и та же — совершенствование услуг связи, развитие сети.
В Алтайском филиале была и есть очень сильная команда. Неудивительно, что по многим масштабным проектам и услугам мы были первопроходцами. Например, в крае была введена в опытную эксплуатацию первая в Сибири сеть GPON, она включала тогда несколько домов. В нашем регионе прошло и первое в СФО тестирование интерактивного телевидения. Потом на основе нашего опыта эти услуги начали развиваться в других регионах.
Во многом реализация новых проектов стала возможной благодаря тому, что в крае в свое время была построена внутризоновая цифровая сеть. Сегодня это самая протяженная региональная сеть "Ростелекома" в Сибири — более 3,8 тыс. км. И мне приятно, что я, будучи замом директора по строительству Алтайского филиала компании, принимал участие в строительстве волоконно-оптических линий, развитии мультисервисной сети, внедрении на их базе новых услуг, реализации крупных федеральных и региональных проектов.
В Республике Алтай все обстоит несколько иначе, там свои региональные особенности — низкая плотность населения, сложный горный рельеф. Коллектив хоть и небольшой, но работоспособный, каждый специалист отвечает сразу за несколько направлений. Уже в 2010 году нам удалось выйти в Республике Алтай на безубыточный уровень.
— Как вы это сделали?
— За счет внедрения и развития новых услуг. За три года в республике количество пользователей широкополосного доступа в Интернет выросло на 81%. В абсолютном выражении по сравнению с Алтайским краем это, может быть, не такие большие цифры. Но для Республики Алтай — существенные. Интерактивное телевидение нам удалось запустить без больших затрат: мы использовали платформу, которая уже работала в Алтайском крае. Ресурсы мультисервисной сети Сибири оказались достаточными, чтобы такой ход стал технически возможен.
Одновременно мы сократили некоторые расходы. Например, справочная служба "09" была перенесена в Алтайский край еще за полтора года до открытия Единого контактного центра в Барнауле. Отказ от аренды сторонних ресурсов за счет модернизации сети и ряд других мероприятий позволил "Ростелекому" в Республике Алтай выйти на хорошие финансовые показатели.
Будем продавать облако
— Какие задачи перед вами ставились при назначении на должность директора Алтайского филиала?
— Есть стандартные задачи: повышение операционной эффективности, развитие новых услуг. В числе последних — услуги на базе облачных технологий. Пока люди относятся к ним с осторожностью, многим не понятно, обосновано ли экономически внедрение подобных сервисов, неочевидна пока и польза от них. Наша задача сегодня — продвигать и совершенствовать облачные услуги, объяснять нашим клиентам их преимущества.
Еще одна задача, которую мы сами перед собой поставили, — подготовка персонала на руководящие должности. Мы проанализировали кадровый состав, и выяснилось, что около 15% руководителей в филиале в течение двух-трех лет уйдут на пенсию и им надо готовить достойную смену. От этих людей будет зависеть будущее нашей компании. Возможности для этого у нас есть.
— Расскажите подробнее о продуктах на основе облачных технологий, которые вы намерены продвигать.
— Все они работают на базе наших центров обработки данных (ЦОД), ближайший из них находится в Новосибирске. Сейчас этот ЦОД используется в основном для "Электронного правительства". У "Ростелекома" есть продукты на основе облачных технологий для государственных заказчиков и корпоративных клиентов.
Например, программное обеспечение для сфер образования и ЖКХ, которое автоматизирует характерные для них процессы. Для школ это электронный дневник, расписание занятий, единая база знаний, для ЖКХ — комплекс, который позволяет автоматизировать сбор, обработку и хранение информации по потребляемым коммунальным услугам.
Храниться данное ПО будет в нашем ЦОДе, а пользователи получат к нему доступ. Особое внимание при такой схеме работы уделяется защите данных, надежности и высокой производительности серверного оборудования, а также наличию резервного электропитания. У нас это все учтено. Еще есть система "112", которая предполагает внедрение единого номера телефона для вызова экстренных служб. Пилотная зона уже запущена в Кемерове.
— Вы рассказали о стратегических целях. А каковы задачи на текущий год?
— Сохранить лидирующие позиции филиала в крае и СФО. У нас нет задач сделать какой-то прорыв или революцию. Будет продолжаться развитие услуг и строительство сетей.
С цифрами не согласны
— Сейчас в отрасли идут споры о дальнейшей судьбе традиционного ТВ. Кто-то говорит, что оно вытесняется видеосервисами, а кто-то делает на него ставку. Хотелось бы узнать позицию вашей компании.
— В прошлом году "Ростелеком" запустил новую платформу IPTV, которая изменила классическое представление о телепросмотре. Телеканалы и другой контент можно смотреть не только сидя дома перед экраном телевизора, но и в любом месте через любое медиаустройство, подключенное к Интернету. У наших абонентов появились дополнительные возможности и интерактивные сервисы.
В прошлом году прирост абонентской базы в сегменте ТВ в Алтайском крае составил 144%, в Республике Алтай — 125%. Большинство людей хотят смотреть ТВ в хорошем качестве, с широким выбором каналов, и их достаточно, чтобы услуга развивалась. Сегодня мы обладаем качественной технологической платформой. И если увидим, что потребитель захочет чего-то другого, то сможем быстро переориентироваться.
У "Ростелекома" есть еще одна особенность в плане развития телевидения: мы не строим отдельную сеть для этой услуги, как операторы кабельного ТВ. Интерактивное ТВ предоставляется по тем же абонентским линиям, что и услуга доступа в Интернет. Это позволяет уже сегодня внедрять услугу даже в малых селах региона: только в 2013 году мы подключили к интерактивному ТВ 36 новых сел.
— По данным IKS-Consulting, "Ростелеком" по итогам I квартала 2013 года не вошел в тройку лидеров на рынке ТВ в Алтайском крае, его доля составила 8%. Согласны ли вы с этими данными?
— Не согласен. По нашим подсчетам, мы занимаем 27,7% рынка платного ТВ в Алтайском крае.
— На сколько процентов в год уменьшается количество абонентов проводной телефонии в Алтайском крае? Как, по вашему мнению, будет дальше развиваться ситуация в этом сегменте?
— За прошлый год в крае число абонентов проводной телефонии сократилось примерно на 3%. Это общемировая тенденция, вызванная понятными причинами, — развитием мобильной связи, Интернета и др. В странах Европы отрицательная динамика прекратилась, там дошли до некоего постоянного числа абонентов проводной телефонии. Думаю, мы до него тоже дойдем. Потому что есть потребители, которым необходимо пользоваться этим видом связи, — бизнес-клиенты, госорганы и определенный сегмент населения. Например, в Республике Алтай мы предоставили фиксированную телефонную связь жителям удаленных сел в Улаганском районе по 300–700 жителей. Добраться до этих сел было сложно, через горные перевалы. А тут — связь! Вы бы видели, как они были нам благодарны. В честь этого события даже устроили народные гуляния, в знак благодарности и уважения повязали нам национальные пояса. Это запоминается надолго.
Наша задача в сложившихся условиях — максимально сохранить абонентскую базу. У фиксированной связи есть ряд преимуществ. Так, мы по телефонным сетям предоставляем доступ в Интернет по технологии xDSL. Это единственная проводная технология доступа в Сеть, которая используется в большинстве сел края. Она является удерживающим фактором для абонентов телефонии. Еще один вариант продвижения услуги — пакетные продажи Интернета, ТВ и телефонии.
— Другие участники рынка нередко ссылаются на то, что у "Ростелекома" — особый статус государственного оператора и он получает от этого определенные бонусы. Вы с этим согласны?
— Я бы сказал по-другому: наш статус можно считать особым, потому что "Ростелеком" является социально ответственной компанией, на которую возложены серьезные государственные задачи. От работы сетей "Ростелекома" зависит функционирование систем предупреждения и ликвидации ЧС, обороноспособность нашей страны. Это вопрос стратегический. Каждый начальник узла связи в районе является также начальником службы связи и оповещения. За это нет каких-то доплат, это наша обязанность.
По закону заниматься установкой таксофонов по программе развития универсальных услуг связи мог любой оператор, победивший в конкурсе. Но желающих участвовать не нашлось, поэтому таксофонами занялся "Ростелеком". Почему? Всем понятно, что затраты на обслуживание сети таксофонов велики.
О чем еще рассказал собеседник
О таксофонах
— Никаких официальных распоряжений о прекращении обслуживания таксофонов пока нет. Сейчас они работают, мы этот процесс контролируем, нас постоянно проверяет Роскомнадзор. По моему мнению, таксофоны нужно оставить, но не везде, где они сейчас стоят. Одна из задач государства — обеспечить жителей доступом к круглосуточной телефонной связи. Только за пять месяцев текущего года жители края с использованием таксофонов наговорили около 1 млн. минут. Значит, таксофоны востребованы. После сильнейшего пожара в Николаевке около таксофона выстраивались очереди. Тогда это был единственный способ кому-то позвонить. Времени с тех пор, как таксофоны были установлены, прошло довольно много. И, наверное, есть необходимость пересмотреть места их размещения, но убирать совсем ни в коем случае нельзя.
О камерах
— Веб-камеры по-прежнему находятся на балансе "Ростелекома", на наших складах. Периодически проходят проверки, необходимо, чтобы техника в любой момент была готова к применению. В ряде регионов они используются на местных выборах. Возможно, будут использоваться и на выборах губернатора Алтайского края в следующем году. Если администрация края к нам обратится, мы готовы оказать такую услугу.
Досье
Сергей Васильевич Лавренюк родился 11 мая 1968 года в селе Новичиха Алтайского края. В 1989 году окончил Ульяновское высшее военное командное училище связи им. Орджоникидзе. В 2005 году получил второе высшее образование в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) по специальности "Экономика и управление на предприятии". Имеет степень MBA, звание "Мастер связи".
В "Ростелекоме" (ранее — в "Алтайтелекоме" и "Сибирьтелекоме") работает с 1993 года. Начинал карьеру в должности инженера в Бийском городском узле связи. С 2001 года — первый заместитель директора, главный инженер Бийского городского узла связи Алтайского филиала компании "Сибирьтелеком". 2003–2008 гг. — директор по строительству и управлению проектами Алтайского филиала "Сибирьтелекома". С января 2010 по декабрь 2012 года — руководитель Горно-Алтайского филиала компании. С 31 декабря 2012 года — директор Алтайского филиала "Ростелеком".
Сергей Лавренюк женат, воспитывает дочь. В свободное время любит смотреть спортивные соревнования и болеть за российские команды, играть в футбол, отдыхать на природе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале