Внушительный рост
— Антон Валерьевич, какие основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в крае вы бы могли выделить по итогам непростого 2024 года? Сыграло ли свою роль в развитии бизнеса импортозамещение? Какую поддержку предприниматели края получили от государства по вашему направлению работы?
— Во-первых, хочу отметить высокую адаптивность предпринимателей края. Несмотря на санкции, рост цен, сбои в логистике, трудности доступа к финансовым ресурсам, положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства в крае сохранилась.
Выросло число занятых в этой сфере. Напомню, что в нашем регионе 84% от всех хозяйствующих субъектов составляет малый и средний бизнес, здесь работает 374,5 тыс. человек.
Одной из главных целей национального проекта было увеличение численности занятых в МСП. В крае мы перевыполнили этот целевой показатель на 20%. А это дополнительное трудоустройство 63,2 тыс. человек.
Во-вторых, в крае значительно увеличилось число самозанятых. Кто-то только начинает свое дело, а кто-то выходит из тени. Только за прошлый год эту форму ведения бизнеса выбрали 36,7 тыс. жителей края, а всего их уже более 145 тыс. человек.

В-третьих, отдача от малого бизнеса значительно возросла. Так, за девять месяцев прошлого года его оборот вырос почти на 19% в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года.
Еще внушительнее рост в малом и среднем бизнесе в промышленности: отгрузка продукции в обрабатывающих производствах увеличилась на 26,8%. Это как раз и есть поворот к импортозамещению, когда наши предприниматели активно заполняют освободившиеся ниши и замещают зарубежные товары аналогами собственного производства.
У экономистов есть расхожий стереотип: развитие МСП решает вопрос занятости, но не приносит больших доходов бюджету. Сегодня это уже не совсем так. Налоговые поступления от субъектов МСП в консолидированный бюджет региона за 11 месяцев 2024 года только по специальным режимам налогообложения выросли почти на 40% и составили 14,4 млрд рублей.
Меры господдержки ускоряют рост МСП. В прошлом году почти 1 млрд рублей был направлен на поддержку предпринимательства. Финансирование шло из трех источников: 110 млн рублей поступило по национальному проекту, еще 808 млн выделено из индивидуальной программы социально- экономического развития Алтайского края и более 73 млн потрачено из средств краевого бюджета.
Значительная часть этих средств пошла производственникам и сфере услуг. Только в рамках программы социально-экономического развития края 200 компаний получили субсидии на общую сумму 353,5 млн рублей на приобретение оборудования. Это позволило им направить на модернизацию производства 2,3 млрд рублей.
За короткое время в крае появилось сразу три промышленных технопарка: в Рубцовске, Бийске и Барнауле. Сегодня в них вошло 14 резидентов, которые реализуют инновационные проекты в области биотехнологий и машиностроения. Понятно, что это только начало.
Рынки, финансы и кадры
— С какими основными трудностями в крае, на ваш взгляд, сегодня сталкивается малый и средний бизнес и как их можно преодолеть с помощью господдержки?
— На мой взгляд, ключевая проблема малого бизнеса — доступность финансовых ресурсов. Чем мы здесь можем помочь? В крае выстроена многоуровневая система финансовой поддержки МСП. Фонд микрозаймов выдал в прошлом году 461 заем на сумму 1,5 млрд рублей.
Средневзвешенная ставка по займам для малого бизнеса составила на конец 2024 года 5,18%, что, согласитесь, при действующей ключевой ставке ЦБ очень неплохо. А общий объем кредитных ресурсов фонда вплотную приблизился к 2 млрд рублей.
Интересно, что треть всех выданных займов направлена предпринимателями на инвестиционные цели. В дополнение к этому есть у нас и другой инструмент — гарантийный фонд. В 2024 году он выдал гарантий на общую сумму 1,4 млрд рублей, а это позволило привлечь в экономику края 11,6 млрд кредитных ресурсов.
Суммарно объем поручительств в сравнении с показателями 2019 года вырос в три раза, а количество обеспеченных кредитов — в девять раз.
Вторая не менее острая проблема — недостаток кадров и уровень их компетентности. Центр «Мой бизнес» в прошедшем году провел 127 образовательных программ, в которых приняло участие более четырех тысяч человек. Традиционно по Губернаторской программе прошли обучение полторы сотни предпринимателей.
Еще одна общая трудность для малого бизнеса — налаживание устойчивых каналов сбыта своей продукции. Мы организуем участие предпринимателей в выставках и бизнес-миссиях, счет которых идет на десятки в год, помогаем снизить затраты на продвижение, аренду стендов, на представление наших товаров на электронных площадках. Недавно открыли витрину на Ozon.ru для алтайских предпринимателей.

«Единое окно» поддержки
— Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» завершен. Цифры, которые вы уже привели, действительно впечатляют. Если резюмировать, что он дал в целом алтайским предпринимателям и экономике региона?
— Нацпроект позволил направить 5,5 млрд рублей на поддержку предпринимательства в крае. Таких средств на это еще никогда не тратили. Но все вложенное с лихвой окупилось, о чем говорит количество поступающих налогов, число занятых на предприятиях МСП людей, значительный рост физических и финансовых объемов производства.
На базе центра «Мой бизнес» нам удалось консолидировать всю инфраструктуру господдержки и реализовать принцип единого окна для малого бизнеса. Сегодня я точно могу сказать, что в относительно короткие сроки мы завоевали созданной площадкой главное — доверие наших предпринимателей.
Что дальше
— На этом поддержка МСП не заканчивается, а наступает новый ее этап. Стартующий национальный проект, призванный помогать бизнесу, называется «Эффективная и конкурентная экономика». Что он включает в себя? Каковы его особенности и основные параметры в нашем регионе? Что получат предприниматели, какого эффекта от его реализации ждет край? Будет ли жить «Мой бизнес»?
— Новый проект стал логичным продолжением прежнего. В нем есть две составляющие. Одна целиком посвящена малому и среднему предпринимательству, другая — росту производительности труда. Понятно, что обе части взаимосвязаны.
Если в прежнем проекте акцент делался на вовлечение в предпринимательство, на увеличение занятых в этой сфере, то новый проект нацелен прежде всего на эффективность, рост доходов компаний и работающих в них людей, на производительность труда. Исходя из этого, в мерах поддержки тоже появятся новые акценты.
Но это не значит, что все наработанное здесь будет забыто и закрыто. Наоборот, объем средств сохранится. Хотя центр теперь финансируется уже не за счет федеральных средств, а из регионального бюджета. Такое решение приняли губернатор и правительство края.
Образовательные проекты, сервисы по продвижению товаров и услуг алтайских товаров — все лучшее, востребованное остается в центре «Мой бизнес».
Направление поддержки малого бизнеса удалось сохранить и в новой индивидуальной программе социально-экономического развития региона. На субсидирование затрат по приобретению оборудования до 2030 года в новой программе выделяется 1,4 млрд рублей. В этом году на субсидирование технического перевооружения будет потрачено 303 млн рублей.
В региональный бюджет заложены средства на гранты в приоритетных отраслях, которые позволяют нам поддерживать тех, кто реализует свои проекты в удаленных территориях края. В этом году на грантовую поддержку будет выделено 23 млн рублей. Кроме того, наши усилия будут направлены на развитие креативных индустрий.
Иными словами, все лучшее в плане поддержки мы не просто сохраняем, но и усиливаем за счет привлечения новых источников и открываем новые направления господдержки.
Выпускники-звезды
К нашей беседе присоединяется руководитель центра «Мой бизнес» Станислав Татаринцев.

— Станислав Евгеньевич, у вас за годы реализации первого нацпроекта, наверное, появились свои «выпускники» — компании, которым центр реально помог измениться, найти новых партнеров, выйти на экспорт, поднять производительность труда. Можете вспомнить некоторых из них?
— В крае не так давно открылось новое производство, выпускающее бытовую химию под маркой AlaStar. Благодаря государственной поддержке начинающая предпринимательница Ульяна Салеева приняла решение о старте бизнеса, оформила социальный контракт, прошла у нас обучение на программах «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства», получила в центре консультацию по финансовому планированию.
Выпускаемая ею продукция оказалась востребованной. Более того, гели ИП Салеевой вошли в число победителей ежегодного конкурса «Лучший алтайский товар».
Софья Бикбаева победила в нашем проекте «Фабрика бизнес-идей» в 26 лет. За два месяца ее идея о создании плодопитомника «Зеленая индустрия», где выращиваются многолетние растения для ландшафтного дизайна, выросла в полноценный жизнеспособный бизнес.
Это примеры тех, кто вырос с нашей поддержкой с нуля. Состоявшимся предпринимателям нужна помощь другого рода.
Так, например, в крае известна компания «Рикон». Она занимается производством сыров и сливочного масла. Воспользовавшись услугами центра поддержки экспорта Алтайского края, «Рикон» вышел на рынки Вьетнама и Монголии.
Или возьмем предприятие «Алтайсплав», которое производит алюминиевое литье и реализует свою продукцию по всей стране и за ее пределами. На средства льготного займа Фонда развития Алтайского края, полученные под поручительство центра «Мой бизнес», компания реализовала инвестиционный проект по созданию цеха производства радиаторов методом литья под давлением.
Креативщики
— Какое отношение «Мой бизнес» будет иметь к развитию креативных индустрий в нашем крае?
— Самое непосредственное. Мы закрываем проект бизнес-инкубатора, поскольку сегодня дефицита в офисных арендных помещениях и доступа к интернету нет. На его месте открываем центр креативных индустрий.
Тема эта достаточно объемная, межведомственная. К креативным сегодня относят 16 отраслей — от информационных технологий до гастрономии. Но указом губернатора Алтайский фонд МСП наделен полномочиями опорной организации в этой сфере.
Поэтому мы будем активно участвовать и выступать организаторами мероприятий в области креативных индустрий. Проводить форумы, фестивали, выставки, оказывать другие услуги. Помогать организовывать сообщества, предлагать им свою площадку для обсуждения насущных проблем, ведения диалога с представителями власти.
В этом году планируем летом провести креативную неделю, будут проходить форумы и по конкретным отраслям. Планируем мы и обучающие семинары с представителями креатива. Начнем с защиты интеллектуальной собственности, поскольку именно она выступает здесь главной составляющей ценности произведенного продукта.
А еще будем поддерживать и продвигать локальные алтайские бренды. В частности, на ярмарке «А — это алтайское», где эти бренды будут широко представлены, включая индустрию моды. Интерес к заявляемой нами деятельности сообщества уже проявляют.
Лидеры в стране
— Есть желание сделать что-то полезное вместе, значит, вам доверяют. Знаю, что наш региональный центр по активности, эффективности, креативу занимал одну из лидирующих позиций в стране. В 2024 году эти позиции сохранились? И если да, то за счет чего?
— Приведу только три примера. По объему гарантий для кредитования малого бизнеса мы занимаем одну из лидирующих позиций в стране.
По направлению социального предпринимательства мы стали лауреатами федеральной премии «Мой бизнес», которую проводит Министерство экономического развития России. Награду получили за проект «Навигатор социальных предприятий Алтайского края» как одну из лучших практик в стране. Это портал, через который могут работать социальные предприятия края.
Третий пример из центра поддержки экспорта. Критерий его работы — отношение потраченных центром средств к экспортной выручке предприятий, полученных при нашем содействии.
Норматив по стране 1 к 30. Если он выше, то Федерация субсидирует это направление с повышенным коэффициентом. В 2024 году мы, несмотря на все трудности и растущие издержки экспортеров, в очередной раз улучшили это соотношение. Оно у нас 1 к 48.
За всеми этими результатами — сила коллектива, его опыт, сплоченность и уникальные компетенции.
Беседу вел Юрий Пургин.

Самое важное - в нашем Telegram-канале