Павел Цицилин,
директор ЛВЗ "СТС":
По поводу изменений, которые сегодня предлагает Общественная палата РФ, на ум приходит следующий анекдот:
Встречаются два друга. Один другому говорит:
— Не понимаю, все вокруг восхищаются Beatles. А я вот тут послушал — чушь абсолютная.
— А где слышал? На концерт ходил или пластинку купил?
— Да нет, Васька напел.
Вопрос в исполнении. Все зависит от того, как будут реализованы предложенные проекты. Если я, как производитель, буду уверен, что с формированием розничной госмонополии продукция с сомнительным ценообразованием не пройдет в магазины, для меня это будет позитивным изменением. Хотя абсолютно не могу представить себе огромную розничную сеть, охватывающую всю страну, управляемую государством. Вопросов много. Хотелось бы думать, что те, кто предлагает подобные изменения, точно знают, как все будет работать. Нет ничего страшного в том, что государство хочет контролировать рынок алкоголя. Возможно, это и правильно. Но, повторюсь, все зависит от того, как все будет реализовано.
Общественная палата предлагает принять новый закон по ограничению продажи спиртных напитков. Но здесь же упоминается и о том, что алкоголизация молодежи начинается с 14 до 17 лет слабыми алкогольными напитками. Согласно федеральному закону (ФЗ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") несовершеннолетним вообще запрещена продажа алкоголя. Может, имеет смысл начать с исполнения норм, которые уже прописаны в законодательстве? Проблема не в наличии или отсутствии законов. Проблема в их исполнении.
На данный момент есть проблемы, которые лежат на поверхности, и надо просто начать их решать. Одна из них в том, что водка с сомнительным ценообразованием стоит на полке, что создает нездоровую конкуренцию легальным производителям. Имеет ли смысл повышать акцизы, когда любой специалист алкогольного рынка, вооружившись калькулятором и зная схему ценообразования, не обнаружит в данной дешевой водке суммы, которая могла бы покрыть затраты на выплату акцизного налога? Это тот продукт, который, по утверждению Общественной палаты, "спаивает" население и который мог бы являться источником акцизных налогов.
Рынок никогда не существовал сам по себе. Я хорошо помню те ожидания, которые появились с наступлением рыночной экономики. К сожалению, те отношения, которые выстраиваются между производителем и розницей, приводят к деградации продукта. Производитель, обремененный огромным количеством входных бонусов и прочих выплат, пытается снизить себестоимость продукта. На пользу продукту это не идет. Поэтому считаю, что определенные элементы контроля и регулирования обязательно должны быть в государственных руках. Рынок и государственное регулирование не антагонисты, а части одной системы, с присущими каждому из них функциями.
Опять-таки к вопросу о качестве исполнения. Попытка установить минимальную цену на водку приведет лишь к тому, что увеличится прибыль у тех, кто занимается продвижением продукции с сомнительным ценообразованием. Для легального производителя это ничего не меняет.
Сегодня готовятся изменения в краевой Закон "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Алтайского края". Речь идет об изменении размера уставного капитала и стоимости лицензии на торговлю алкоголем. Эти меры не помогут отсеять нелегальную водку. Они отсеют мелких торговцев, которые занимают свое место в иерархии продаж. Для крупных же торговцев новые условия работы не станут критичными.
Самое важное - в нашем Telegram-канале