Больше клева
— Павел, наш край богат бесплатными водоемами, все они круглый год атакованы рыбаками. Является ли развитие "платников" своеобразным показателем роста рыболовной культуры?
— Действительно, рыбаков становится все больше, а рыбы, в частности, в Оби — все меньше. "Платник" от природного водоема отличается большей концентрацией рыбы, соответственно, и вероятность поклевки на порядок выше. Чтобы поймать что-нибудь стоящее на природном водоеме, иногда нужно потратить едва ли не целый день: найти место, прикормить рыбу и т. д. На нашем сайте пользователи выкладывают фотографии своих рыбацких трофеев. Например, сазанов по 5–7 кило каждый. Выглядит потрясающе! Но за кадром остается то, что они сутки перед этим сидели на точке и прикармливали. То есть часто из-за одной рыбы тратится уйма времени и корма, а он денег стоит. И никакой гарантии, что ты что-то поймаешь.
А на платном водоеме рыба подойдет куда быстрее, и здесь как в поиске рыбы, так и в прикормке профессионализм играет меньшую роль, что важно для начинающих. Кроме того, бесплатные водоемы, интересные с точки зрения рыбалки, находятся достаточно далеко от города, а платные сосредоточены вблизи Барнаула, что очень удобно. В общем, шансов на результативную рыбалку и комфорт намного больше на платном водоеме.
— Около года назад в интервью нашему изданию Сергей Казанцев, президент краевой федерации рыболовного спорта, отметил, что на Алтае платная рыбалка зачастую исчерпывается установкой ценника у грязного водоема, в который запущена пара сотен "хвостов". С тех пор что-то изменилось?
— В общем-то, нет. И проблема не в том, что у пруда ценник стоит, а в принципе работы этого водоема. Туда запускается рыба, усиленно кормится, и через некоторое время открывается рыбалка. Рыбы много, клюет она хорошо, но процесс ее лова никем не контролируется. Люди платят только за вход и увозят столько рыбы, сколько поймали. Уж так люди устроены: попали в клев — и не остановятся, пока не выловят столько, что уже складывать некуда. Много рыбы при этом просто выкидывается. При таком подходе рыба в водоеме достаточно быстро выбивается, ведь в "клевый" день среднестатистический улов составляет около 10 кг на рыбака, то есть сотни килограммов в день!
В итоге, если водоем не пополнять рыбой, не зарыблять (а этого, как правило, не делают, так как невыгодно), в нем очень скоро ничего не останется. А народ-то за услугу продолжает платить те же деньги! На этом у нас "платники" и живут. В результате нет развития этого дела и нет формирования рыболовной культуры. Мы посчитали, что это неправильно — ни с точки зрения рыбака, ни с позиции бизнеса. И сделали все по-другому. Точнее, начали делать.
— Говорят, вы создаете "платник" европейского типа…
— Да. Я считаю, необходимо прививать рыболовную культуру, и здесь для этого очень подходящий вариант. Для начала мы водоем очистили: спускали воду до предельного уровня и граблями, руками, техникой очищали дно от мусора. Там были радиаторы, автомобильные шины, "полторашки", битое стекло, полиэтиленовые пакеты — одним словом, помойка, которая создавалась несколько десятилетий. И берега были точно такие же, неприятно было к воде подойти. Некоторые горожане привыкли здесь машины мыть и "культурно отдыхать". Они первое время были сильно недовольны: мол, забор поставили, купаться запретили, деньги за вход берут, капиталисты проклятые. Но сейчас почти все в норму пришло, люди оценили положительные стороны — чистоту и спокойствие. Не стало и пьяных дебошей по ночам.
Далее мы сделали необходимую инфраструктуру: столики-лавочки, туалет, урны поставили, сейчас еще и освещение по всему периметру работает в вечернее время. Предоставляем прокат снастей и, конечно же, консультируем. С удовольствием учим любителей, как ловить, чем кормить, как с рыбой обращаться… Бывает так: люди приехали, сели, закинули, а у них не клюет. Начинаем беседовать, я подсказываю, как лучше, глядишь, дело и пошло!
Еще мы развиваем клубную систему: вводим карты, по которым, кстати, люди могут также получать скидки в некоторых рыболовных магазинах Барнаула и в магазинах сопутствующих товаров.
И, что, наверное, самое главное, к рыбе у нас подход научный: мой партнер Дмитрий Лукьянов — профессиональный ихтиолог, и у него большой опыт в области рыбоводства. Собственно, его знания и определили тот принцип, который мы сейчас развиваем и в котором видим перспективу.
Специфический аттракцион
— В чем суть принципа?
— У нас есть входной билет — 150 рублей с удочки. Человек приезжает и получает удовольствие от "вываживания" крупной рыбы. А мелкую мы вообще не держим, за исключением карася, который нужен на случай временного бесклевья, — скоротать время, пока не начала клевать серьезная рыба. Поймал — отпусти. Не хочешь отпускать — платишь по установленной тарифной сетке. И у человека включается разум, он точно не будет хватать все, а возьмет ровно столько, сколько нужно для еды. Получается, что рыбачит он именно для удовольствия, для процесса, когда важен прежде всего сам факт поимки рыбы. Здесь своего рода аттракцион для барнаульцев, только специфический. Например, к нам часто приезжают с детьми, которые тут сами могут поймать такую рыбу, какую в силу отсутствия опыта не осилят ни в одном водоеме в радиусе 50 км от Барнаула. А здесь ребенок удочку закинул, и клевать начинает. Когда ребенок сам тащит крупную рыбу, у него в глазах такая радость — это просто непередаваемо! Я своего старшего сына постоянно привожу и знаю, что это такое.
— Как планируете развивать водоем?
— Расширим перечень видов рыбы, будем увеличивать плотность ее посадки и размеры. Готовимся ввести так называемую гарантированную рыбалку, когда даже при условии полного бесклевья человек будет с уловом. Для этого рыба предварительно "загоняется" в большой садок, из которого рыбак ее ловит.
Работаем над благоустройством территории, инфраструктурой, чтобы здесь с комфортом могли находиться большие компании. Тогда здесь можно будет проводить корпоративные соревнования. Сейчас готовимся к тому, чтобы обеспечить людям зимнюю рыбалку. Водоем удобен для круглогодичной работы, его спокойно в любое время можно, как говорят у нас, "обловить", то есть выбрать ненужную рыбу и запустить нужную. Например, карп и амур зимой не клюют, их мы до весны отправим в зимовальный комплекс, который предоставили наши партнеры. А на зиму запустим форель и щуку.
— К слову, о партнерах. Насколько я знаю, рыбоводческий бизнес в регионе не особенно процветает. У вас нет проблем с поставщиками, представителями смежной инфраструктуры?
— Есть сложившийся партнерский состав. Но действительно, эта отрасль у нас далека от процветания, и мы нередко обращаемся к организациям Горного Алтая, Кемеровской области, Хакасии. Создавая "Алтайскую рыбную компанию", мы хотели привлечь все организации в регионе, занимающиеся рыбоводством, и сообща поднять дело на достойный уровень, как это было на Алтае в советские годы. Но участников этого рынка очень мало, и все они привыкли быть сами по себе.
В общем, это дело пошло довольно вяло, и мы решили сосредоточиться на платной рыбалке. Но тем не менее не теряем надежд когда-нибудь возродить и рыбное хозяйство Алтайского края или как минимум принять в этом участие. Примером для нас может быть Республика Алтай, где на бюджетные деньги создали инкубационный цех и "закидали" все водоемы рыбой, тем самым создав новую точку роста для развития туристического бизнеса в регионе. У нас, увы, пока совершенно иное отношение к рыбному хозяйству. И отрасль с огромным потенциалом находится на грани выживания.
— Могу предположить, что запуск такого проекта, как платная рыбалка, с учетом проделанной вами работы потребовал немалых инвестиций. Вы пользовались заемными средствами?
— Нет, кредитов мы не берем принципиально: не хотим связываться с системой. Деньги на проект взяли, как говорится, из тумбочки. И практически все, что сейчас зарабатываем, снова пускаем в дело, на развитие. А "рыбная" касса, то есть деньги клиентов за пойманную рыбу, целиком и полностью расходуется на закуп новой, для дозарыбления водоема. На "Авиаторе" мы всегда стараемся держать не менее тонны рыбы: карпа, амура, сома. Вся — весом от одного и до шести килограммов.
— В какие сроки вы планируете окупить свои вложения?
— По нашим планам, года через три.
Пользователь с правами
— Как вы считаете, популяризации вашего водоема способствует созданный вашей же web-студией сайт "Рыбалка на Алтае"? Вы используете его как рекламный инструмент?
— Не надо путать теплое с мягким. "Авиатор" — это бизнес, а сайт — это специализированный, но все-таки социально значимый проект. Да, мы продвигаем на сайте водоем, но на тех же правах, какие есть у всех остальных предпринимателей, — на платной основе. У нас там стоит оплачиваемый баннер, а размещаемых новостей и постов о нашем водоеме не больше, чем об остальных. Есть специальный раздел "Новости платных водоемов", которым в равной степени могут пользоваться все участники рынка. Для себя давно решил: я на сайте обычный пользователь Fishnadzor с правами администратора, которые нужны только для изменения настроек системы.
— Социальную значимость сайта вы видите в формировании сообщества и рыболовной культуры посредством этого ресурса?
— Безусловно. Здесь зарегистрировано более двух тысяч пользователей. Общаясь на сайте, они обмениваются опытом, воспитывают молодежь и являются уже в каком-то смысле саморегулиремой организацией со своей политикой, со своим отношением к делу. Сайт определенно оказывает существенное влияние на рыболовное дело в крае! Приведу в пример стартовавший этим летом антибраконьерский проект "Водный патруль", направленный на борьбу с незаконными сетями на водоемах и с выловом молоди. Наше движение сумело обратить на себя внимание профильных структур и СМИ, была проведена серия рейдов. Правда, соответствующие ведомства не поддержали "инициативу снизу" и основными силами рейдов являются рыбаки. Но тем не менее наша работа заметна, она приносит эффект, и хочется верить, что со временем мы сможем изменить безответственное отношение "рыбаков в кавычках" к водоемам.
— В момент запуска сайта вы взяли себе ник Fishnadzor, предполагая именно такое, контролирующее, развитие рыболовного движения?
— Нет, просто это было первое, что пришло тогда в голову! Некоторое время назад я хотел было провести некоторый "ребрэндинг", но передумал.
— Вы верите в чудо?
— Да.
— Есть на свете место, которое вам очень хочется посетить?
— Таких мест много. Вообще, хочу попутешествовать по Европе.
— Каким был ваш первый в жизни заработок?
— В конце 1980-х разгружали арбузы на "тупике" из вагонов. За вагон нам давали 15 рублей.
— Чего вы точно никогда не сделаете?
— Не предам друзей.
Что мы знаем о Павле Занине
Павел Васильевич Занин родился в Барнауле 23 ноября 1977 года. С детства рыбачит. В 2001 году получил степень магистра физики в АлтГУ, затем поступил в аспирантуру, где занимался изучением физических свойств воды. В 2002 году Павел решил заняться созданием сайтов и открыл свое дело — студию "Актив Дизайн". В 2004 году для популяризации своего хобби г-н Занин создал сайт "Рыбалка на Алтае" (fishing-altai.ru), который сейчас является одним из самых посещаемых профильных ресурсов в регионе. Сообществу рыбаков Павел в Интернете известен как Fishnadzor. В 2009 году он совместно с партнерами создал "Алтайскую рыбную компанию", ориентированную на рыбоводство и платную рыбалку. Однако основным видом деятельности г-на Занина остается разработка сайтов.
Павел Занин женат, воспитывает двоих сыновей. Свободное время посвящает семье, отдыху на природе и рыбалке.
Самое важное - в нашем Telegram-канале