Идея об установлении единых энерготарифов в рамках федеральных округов и перекрестном субсидировании тарифов между регионами не нова. Ее много раз обсуждали представители бизнеса и власти. На мой взгляд, данное предложение имеет смысл. Ведь для оптового рынка электроэнергии, к примеру, Сибири, характерно наличие единой цены на энергию для сбытовых компаний и потребителей из всех регионов. Логично было бы транслировать единые тарифы и на розничный рынок, который напрямую связан с оптовым.
Кстати, подобные прецеденты уже есть. В рамках распределительных сетевых компаний сегодня действует котловой метод тарифообразования, подразумевающий единый распределительный сетевой тариф во всех регионах зоны ответственности МРСК. При этом между сетевыми организациями различных регионов в дальнейшем производится взаиморасчет, компенсирующий им разницу в тарифах. Котловой метод тарифообразования в распределительных сетях как раз и был направлен на то, чтобы сгладить разницу в конечном розничном тарифе между регионами.
На мой взгляд, перекрестное субсидирование энерготарифов между регионами не может осуществляться без поддержки государства. Причина в том, что разница в тарифах экономически обоснована. Ведь в различных субъектах федерации разный состав генерирующих мощностей. Так, в Иркутской области много гидроэлектростанций, поэтому тарифы там низкие. В той же Магаданской области, где все энергоресурсы являются привозными, стоимость электричества достаточно высока.
При выравнивании тарифов в рамках федеральных округов энергокомпании в регионах, где изначально были высокие тарифы, будут страдать, поскольку столкнутся с резким снижением выручки. Чтобы избежать этого, государству придется дотировать данные предприятия. От того, захочет ли оно взять на себя такую ответственность, зависит успешность инициативы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале