Для проведения исследования в различных регионах страны были сформированы семь фокус-групп, в которые вошли в общей сложности 112 предпринимателей. В течение полутора часов отвечая на открытые вопросы, респонденты назвали ряд типичных ситуаций, когда возникают коррупционные отношения. Эти ситуации делятся на две основные части – "надо государству" и "надо бизнесу". Бывает также отдельная и довольно специфическая ситуация – "надо конкурентам".
"Надо государству" – это проверки и налоги. Что касается проверок, предприниматели признают, что проблемы нередко возникают не на пустом месте, однако так же нередко причины и поводы к появлению проблем бывают самые пустяковые. Например, описывается ситуация, когда проверяющий указал на отсутствие даты на ценнике. Формально нарушение имело место, однако суд, где предприниматель оспаривал штрафные санкции, принял его сторону, так как на момент проверки имелись и были предъявлены сертификаты и накладные на товар, содержащие срок годности. Таким образом, предприниматель нарушил букву инструкции, но не дух закона, и суд это учел. В других случаях нет даже формальных оснований для претензий или же эти претензии крайне сомнительны, как в примере с Роспотребнадзором, который обвинил предприятие в недостатке дневного света в торговом зале.
Проведение проверок, по словам респондентов, отчасти очень слабо регламентировано и оставлено на усмотрение контролера, отчасти описано инструкциями, "недружественными" по отношению к интересам бизнеса. И это создает широкий простор для злоупотреблений. Описывается случай, когда контейнер с продукцией проверялся на предмет законности груза два месяца, и это не противоречит законодательству. Реакция предпринимателя, понесшего финансовые потери: "Если бы я знал, что продукция пролежит столько времени, то я бы заплатил взятку чиновнику".
Пример нечеткой регламентации, когда чиновник может поступить "на свое усмотрение" с совершенно разными последствиями для бюджета проверяемого предприятия, приводит еще один респондент: "Инспекторы Роспотребнадзора могут взять на анализ не пять пробирок, а 10. Но если с ними договариваться, то они могут взять на проверку меньше анализов. А ведь за каждый анализ нужно платить. Мое предприятие попадало в такую ситуацию, и приходилось платить взятку не деньгами, а бесплатной услугой плюс заплатить за анализы".
Предприниматель из Московской области с ходу называет еще две ситуации: "Техническая инспекция может указать на немытые окна. Налоговая служба может придраться, если акцизная марка на винно-водочных изделиях отклеилась из-за разницы температур после привоза со склада".
Отметим, что такого рода ситуации могут приводить как к коррупционным отношениям, так и к "просто" штрафу. Но в обоих случаях наносится ущерб интересам предприятия. Такие, казалось бы, мелкие нарушения могут играть значительную роль в "пропаганде" коррупции как более простого и выгодного способа решения проблем. Говорит респондент из Москвы: "У меня было несколько торговых точек на поселковом рынке. Приехал УБОП, поставил всех на уши. Я торговал вином, и у меня не совпал номер акцизной марки и сертификата. Мне четко тогда сказали, что я попал на деньги, и обозначили сумму".
Респонденты неоднократно обращали внимание на то, что суть проверок сводится к начислению штрафов. Если оставить за скобками возможные корыстные интересы проверяющего, проверка делается не для устранения нарушений, а для увеличения доходов государства.
Даже если речь не идет о штрафах, представители государства могут просто выдумывать проверки или подводить под них очень шаткие основания. Описываются случаи, когда чиновники обязывают предпринимателя за плату делать дополнительные анализы продукции или оформлять документацию в коммерческих организациях, которые возглавляют близкие родственники этих чиновников.
"Мы столкнулись с органами пожарной безопасности, – говорит респондент. – Они хронически проверяли нас и выписывали предписания. Это продолжалось год. Закончилось тем, что все-таки пришлось дать взятку, и все прекратилось".
Если по результатам проверки нужно выплатить значительный штраф, уже сам предприниматель может быть заинтересован в создании коррупционной ситуации. Респонденты признают, что нередко претензии проверяющих инстанций могут быть вполне справедливы и чиновник необязательно преследует цель обогатиться. Однако если предприниматель проявит инициативу, стороны могут прийти к соглашению: "Пример – проверка торговой точки. Привлечение к очень крупному штрафу. Стыкуемся с проверяющими, находим контакт, договариваемся: либо даем деньги, либо оказываем услуги. За это штраф переводится с организации на должностное лицо, сумма сокращается в 10 раз".
Коррупционные ситуации "надо бизнесу" упоминаются очень многими, а проблема получения госзаказа даже называется одной из самых распространенных. Один из предпринимателей, который специализируется именно на оказании консультационных услуг при участии в конкурсах на получение госзаказа, полагает, что "откат" при получении госзаказа платится в 90% случаев и его размер находится в пределах 10–40% от суммы заказа.
Госзаказ, судя по репликам некоторых респондентов, является настолько одиозной практикой, что от него в идеале следует держаться подальше. Один респондент говорит, что "научился жить без госзаказа" и теперь вполне доволен, другой сообщает, что его бизнес в принципе не предполагает возможности участия в тендерах, и это хорошо.
Если говорить о ситуации "надо конкурентам", то это случаи, когда предприятию предъявляют претензии со стороны, например, проверяющих инстанций, но не по собственной инициативе, а по "заказу" других участников рынка. Из таких ситуаций могут выходить с помощью взяток: "Было очень трудно, тяжело, потому что сталкивались мы и с прокуратурой, и с антимонопольным комитетом. Наши конкуренты приписывали нам несуществующие действия, нам пришлось отвечать, и это было очень страшно".
Респонденты также отмечают как тенденцию, что в последнее время прямое вымогательство взятки постепенно уступает место просьбам "помочь", например, внести взнос на какое-либо мероприятие, которое будет проводиться в городе в ближайшее время, или помочь организации, которой нужно, например, медицинское оборудование. Еще можно профинансировать строительство памятника или часовни. Что происходит в дальнейшем с этими деньгами, неизвестно. Однако предприниматели склонны относиться к такому варианту "взаимоотношений" терпимо.
Самое важное - в нашем Telegram-канале