Экономика

Рынок фитнес-услуг спасет потребительская культура

Федеральная пропаганда здорового образа жизни, новые требования бизнеса к внешнему виду сотрудников и мода на "подтянутость" привели к существенному росту популярности фитнес-услуг. В последние два года эта отрасль развивалась стремительными темпами. Емкость рынка привлекала в регион федеральные сетевые компании, которые активно исследовали рынок и искали место для строительства клубов. В индустрии говорилось, что 2009 год станет для фитнес-отрасли знаковым – именно на этот период планировался существенный скачок как в качественном, так и в количественном отношении. Однако экономическая ситуация внесла в этот оптимистичный сценарий свои коррективы.

Участники рынка искренне надеются: в какое бы положение ни поставил потребителей кризис, они продолжат совершенствоваться. Только в этом случае индустрия не будет поставлена на колени экономической ситуацией.
Участники рынка искренне надеются: в какое бы положение ни поставил потребителей кризис, они продолжат совершенствоваться. Только в этом случае индустрия не будет поставлена на колени экономической ситуацией.
Павел Водопьянов

Самые надежные инвестиции

Около года назад корреспондент газеты "Ваше дело" беседовал с директором клуба "Сафари-Фитнес" Натальей Зубковой. Тогда эксперт отмечала:

Наталья Зубкова,
директор клуба "Сафари-Фитнес":

В Барнауле не на высоте как потребительская культура, так и экономические показатели. Если с платежеспособностью ситуация как-то исправляется, то культура потребления фитнес-услуг все еще на низком уровне.

Новые рыночные обстоятельства "уронили" платежеспособность. Однако, как отмечает владелец сети клубов "Сотвори себя" Александр Старыгин, "сейчас уже достаточно высокий уровень потребительской культуры, и это не позволит рынку "откатиться" назад в своем развитии". Наталья Зубкова, соглашаясь с коллегой по отрасли, добавляет: "Люди всегда находят деньги на свои удовольствия и любимые занятия, будь то ночные клубы, казино, рестораны или фитнес. К счастью, все больше становится тех, кто в число жизненных приоритетов ставит здоровье".

Как и г-жа Зубкова, директор фитнес-центра "Максима" Ирина Власова склонна говорить о росте спроса на фитнес. "Людям нужно уходить от стресса. Можно пить водку, бесконечно смотреть новости и хвататься за сердце от снижающихся индексов и цен на нефть. А можно заниматься спортом. И люди понимают, что самые надежные инвестиции – в себя. У человека, который плохо выглядит, невелики шансы устроиться на новую работу". Говоря о сильной приверженности населения к спорту, директор фитнес-центра "Стрекоза" Ангелина Грицак приводит пример из недавней практики своего клуба. "Чтобы заниматься дальше, люди идут на жертвы, что даже пугает. Так, одна клиентка, которой задерживают на предприятии зарплату, берет деньги в долг и тратит их на фитнес, хотя признается, что не знает, чем отдавать".

Рынок валится вниз

Однако сколь бы радужными ни были представления участников рынка о культуре потребления, почти все склонны говорить о существенном перераспределении клиентской аудитории. "Рынок "сваливается" вниз: аудитория будет уходить в клубы низших сегментов", – говорит Владимир Гордейчик, управляющий клубом "Магис-Спорт". Аналогичное видение перспектив и у Ирины Власовой. Таким образом, клубы, близкие к премиум-категории по ценовой политике, рискуют потерять львиную долю клиентов. Однако глава "Сафари-Фитнес" настроена не столь пессимистично. "Сейчас совершенно другое время, изменились люди. И они привыкли заниматься при определенном уровне сервиса". Однако этой привычке может воспрепятствовать экономическая нестабильность, при которой решиться на покупку годовой карты весьма не просто.

Конечно, операторы рынка, у которых принята такая система членства, находят свои аргументы. Так, в "Сафари-Фитнес" говорят, что покупка длительного членства является определенной страховкой: что бы ни случилось с работой и доходами, а человек в течение срока длительности карты не ограничен в привычных услугах. Однако многие эксперты говорят о падении спроса на столь длительное членство, в ряде клубов объявлено о 50%-ных скидках на карты. А в среднем, по мнению г-на Гордейчика, падение цен на годовые клубные карты составит 20–30%. Вместе с тем в клубах эконом-класса, где принята абонементная плата, падения цен не наблюдается. "С точки зрения бизнеса такой вариант до последнего времени был неправилен. Однако он позволяет избежать многих проблем при отказе от членства в клубе", – говорит г-н Старыгин.

Так или иначе, а реагировать на изменение покупательского спроса готовятся все. Ведь, как отметил глава "Сотвори себя", "выживут только те, кто будет двигаться". "Вся аудитория делится так: есть 20% людей, которые будут заниматься фитнесом, несмотря ни на что. 40% вообще никогда не пойдут в клубы. И еще 40% в клубы пойдут, но при определенных условиях. Вот за эту категорию клиентов все и борются!" – говорит Владимир Гордейчик. Однако как именно участники рынка будут двигаться и бороться, они предпочитают не объяснять, а рассуждают весьма расплывчато. "Конечно, мы внимательно следим за изменениями, которые происходят на рынке. И будем принимать соответствующие решения", – говорит Наталья Зубкова. Только Ангелина Грицак оказалась готова высказаться более конкретно: "С Нового года мы хотели повысить стоимость услуг. Но в связи с кризисом мы отказались от повышения цены абонемента".

Клубов будет больше

Если действующие клубы в большинстве своем уже успели выйти на уровень рентабельности и имеют более или менее стабильные позиции, то судьба новых проектов неоднозначна. Однако это не останавливает участников рынка. "Я не собираюсь замораживать развитие собственной сети, и не исключено, что в ближайшие полгода-год "Сотвори себя" увеличит свое присутствие на рынке", – говорит Александр Старыгин. Эксперты сходятся во мнении, что в текущем году рынок будет развиваться медленнее. При этом, как отмечает Ирина Власова, сократится и объем приобретаемых дополнительных услуг. "Но клубов будет больше", – уверена г-жа Зубкова.

Однако вряд ли их число прибавится за счет инорегиональных проектов. Еще в начале 2008 года столичные сетевые проекты активно изучали рынок Сибири и, в частности, Алтая: в регион собирались "Страта Партнерс", "Планета Фитнес" и CityFitness. Сейчас речи об экспансии не идет. "Наш рынок интересен, но… Если бы не кризис, я думаю, у нас уже в этом году появились бы федеральные сети. А в Москву и Санкт-Петербург наверняка бы зашли европейские операторы. Но нынешняя ситуация этого не позволит", – отмечает Владимир Гордейчик.

Согласно прямому переводу с английского (to be fit) "фитнес" означает "быть в хорошей форме". Участники фитнес-рынка надеются, что их отрасль даже в столь сложное время в полной мере оправдает значение главного слова в индустрии.

Президент федерации бодибилдинга и фитнеса Алтайского края, владелец сети клубов "Сотвори себя" Александр Старыгин говорит, что в отрасли активно формируются мифы. Г-н Старыгин рассказал о наиболее распространенных из них. 

Что часто происходит в фитнес-клубах? Купил клиент карту – и к нему уже никто не подойдет. Мол, ты персональные тренировки купи, и тогда мы тебе все расскажем. Или почему часто на тренажерах не ставят облегченный старт для поднятия веса? А чтобы помогал персональный тренер! В клубах создают мифы, чтобы человек чувствовал свою беспомощность и понимал, что без персонального тренера он не получит результата. А мне важно, чтобы клиент развивался, и я постоянно держу руку на пульсе: появляюсь в каждом клубе практически ежедневно и спрашиваю посетителей: "Вам это объяснили, вы прогрессируете?" А если человек позанимался, употел и не получил результата, он всем расскажет, что все это – только для тупых качков-мазохистов, которым нужны мышцы. И уйдет из зала, из спорта. А дело в том, что он просто не получил компетентную и полную информацию.

Любой инструктор модного фитнес-клуба знает, что местного эффекта жиросжигания не существует. Однако за $10–20 c удовольствием составит комплекс упражнений, которые "избавят" клиента от ненавистных отложений на бедрах. Сама тренировка сжигает калорий меньше, чем их в шоколадке. И если не соблюдаешь правила питания, занятия оказываются бесполезными вне зависимости от модности течения и статуса тренера.

На деле все упирается в физиологию и элементарную арифметику: вот избыток калорий и вот недостаток физических упражнений. И важно в первую очередь привести человека к тому, чтобы он от пельменей на ночь отказался!

Я сам бывший "качок" и помню старые добрые традиции отношений клиент – тренер, когда в клубах была дружественная атмосфера. А сейчас руководство многих клубов запрещает инструктору разговаривать с клиентом дольше пяти минут – чтобы лишнего не рассказал! Мне неприятно, когда любимое дело ставят на поток, на коммерческие рельсы. Да, бизнес должен приносить деньги. Но лично для меня финансовая составляющая – на втором плане. Я и сеть начал развивать потому, что увидел, как непрофессионалы, вложившие в этот бизнес свободные деньги, стали уничтожать то, что мне близко. А я хочу это сохранить.

Опрос в тему: вы занимаетесь в спортклубе?

Константин Трубников, 
директор группы компаний "Звезда":

Я хожу в спортивный клуб, стараюсь поддерживать себя в форме. Всегда пытаюсь находить время для этого, даже когда очень занят или, как сейчас, во время кризиса. Занимаюсь фитнесом, йогой, считаю нужными и силовые упражнения. В клубе прежде всего подзаряжаюсь энергией, отдыхаю. И хотя клубная система предполагает появление разного рода знакомств, я предпочитаю не использовать этот способ для наведения деловых контактов. В клуб ходят понимающие люди, которые дают друг другу просто отдохнуть.

Евгения Трощий,
руководитель компании "1000 мелочей":

Я посещала клубы и намерена посещать далее. Некоторое время я ходила в один из клубов, который начинал работать очень хорошо, но затем уронил планку. И однажды я пострадала. Из-за низкого уровня подготовки персонала я получила обширный ожог всего тела в солярии, испытала настоящий психологический стресс. Лечилась в больнице, потратив на процедуры около 40 тыс. рублей. Больше всего меня возмутило, что в момент происшествия никто не извинился передо мной, не вызвали мне врача, банально – не измерили давление. Позже мне принес извинения владелец, но это уже после моего выхода из больницы. После этого я стала заниматься плаванием в санатории "Обь", где подход к созданию условий, в том числе гигиенических, очень правильный. После занятий я чувствую такую приятную усталость! Меня плавание заряжает. Можно иметь какие угодно внешние данные и проходить разнообразные косметические процедуры, но они не будут иметь никакого значения без внутренней энергии.

Сейчас я понимаю, что мне нужен еще и комплекс иных упражнений, и подыскиваю себе клуб. Мне важно, чтобы в своем возрасте я чувствовала себя там комфортно, чтобы со мной работали индивидуально.

Дмитрий Пахолков,
владелец кофейни Viva la coffee:

Я предпочитаю заниматься активных отдыхом – на природе. Охота, рыбалка, снегоход, скутер – это мое. К тому же, я считаю, у меня неплохой спортивный зал дома, где я могу заниматься в любое удобное для меня время суток. В спортивных клубах меня несколько смущают условности, такие, скажем, как время посещения. Я чувствую там себя недостаточно свободным.

Ирина Солнцева,
председатель комитета по социальной политике АКЗС:

Раньше я занималась разными видами спорта. Уверена, что поддерживать форму нужно. Сейчас пока никакой клуб не посещаю, не всегда хватает времени. Но надо бы это делать. Меня в "Сафари-Фитнес" уже давно зовут заниматься.

Елена Шушакова,
генеральный директор компании "Регион-сервис":

В этом году не посещаю. На то имеются причины финансового характера. Хотя в целом заниматься мне очень нравится, получаю от этого большое удовольствие: и упражнения поделать, и на дорожке побегать.

Справка

В краевой столице индустрия фитнес-сервиса насчитывает около 100 участников, и только порядка трети отвечают необходимым требованиям к формату и профилю. Из них три клуба в силу ценовой политики и ассортимента услуг могут относиться к сегменту премиум, около 10 фитнес-центров – к категориям "средний" и "эконом плюс". На рынке работает одна профильная сеть "Сотвори себя". Большинство предприятий фитнес-рынка созданы и управляются бывшими спортсменами.

Согласно статистике компаний, средняя посещаемость клиентом барнаульского клуба составляет 4,2–7 раз в месяц. Стоимость занятия в клубе эконом-класса составляет 70–100 руб., цена месячного абонемента варьируется от 600 до 1,300 рублей. Длительное членство в клубе при покупке годовой карты обойдется потребителю в 27–46 тыс. руб. Стоимость услуг фитнес-центров формируется в зависимости от качества оборудования, площадей и соответствующего набора опций, а также от качества тренерского состава.

36 предприятий в Барнауле позиционируют себя как фитнес-клубы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость