О том, как именно будут обучать жителей края и каких целей планируется достичь, рассказал заместитель председателя краевого комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Павел Дитятев.
— О необходимости повышения финансовой грамотности населения власти говорят в течение уже нескольких лет. Почему именно сейчас решено заняться этой темой вплотную?
— Финансовый рынок развивался в России очень активно. Наш регион — не исключение. Уровень проникновения финансовых услуг в Алтайском крае выше среднероссийских и среднесибирских показателей. Например, по обеспеченности населения банковскими офисами. Финансовые продукты год от года становились разнообразнее. Вместе с тем интенсивность кредитования населения росла еще более высокими темпами — по 30–40% ежегодно. Только в этом году наметилось замедление темпов. Но при этом и качество долга ухудшается — объем просроченной задолженности растет. И это проблема и населения, и банков. При этом мы понимаем, на финансовом рынке работают профессиональные экономисты, юристы, маркетологи — потребитель остается с этой "армией" один на один. Ему бывает сложно разобраться в многообразии приемов, которые предпринимаются для привлечения клиентов. Поэтому понимание, что обучать людей нужно, было. И локальные мероприятия по формированию финансовой культуры уже проводились: и органами власти, и участниками рынка, и территориальными подразделениями Пенсионного фонда, налоговой службы и Банка России.
А в 2013 году Минфин объявил конкурс среди регионов на реализацию программ в этом направлении. Проект проводится совместно со Всемирным банком (ВБРР). По итогам конкурса были отобраны восемь регионов. Еще два — в пилотном режиме — были определены в 2012 году. Для участия в конкурсе мы разработали собственный проект программы. Впоследствии, уже после подведения результатов, мы его доработали, синхронизировали с мероприятиями Минфина.
— Чему именно планируется научить жителей края?
— Программы будут касаться самых разных финансовых сфер: управление бюджетом домохозяйства, покупка квартиры в кредит, пластиковая карта и потребительские кредиты, права вкладчиков, финансовое планирование для малых организаций и т. д. На мой взгляд, современный человек должен понимать, как управлять личными доходами и расходами, как заниматься планированием — не совершать импульсивные покупки, не нагружать себя долгами, иметь некий запас на черный день и т. д. Каждый должен понимать, что ответственность за свои финансовые решения и их последствия несет он лично. Примеры необдуманных финансовых поступков мы наблюдаем постоянно. Скажем, молодой человек покупает в кредит новый гаджет, только что появившийся на рынке: проходит полгода, "игрушка" в цене падает и стоит уже меньше, чем остаток по кредиту.
Люди должны осознавать всю меру ответственности перед финансовыми организациями: в какой банк они несут деньги, под какой процент берут кредиты и т. д. Ведь рынок продолжает развиваться — посмотрите, как много появилось касс, где можно получить быстрые деньги. И это уже сфера рискованных финансовых операций, и в этом тоже нужно отдавать себе отчет.
— Сформированы ли уже образовательные программы? Известно ли, кто будет обучать людей?
— Сегодня готовые модули, кейсы, по которым мы могли бы работать, находятся в стадии разработки: часть программ уже на завершающей стадии, а часть будет формироваться по ходу реализации проекта. Разработчики определяются федеральными организаторами проекта. Но могу сказать, что подготовленные программы все равно пройдут адаптацию к нашим реалиям, к нашему уровню доходов и другой специфике.
Проект Минфина предполагает, что тьюторов будет готовить в Москве как очно, так и дистанционно, а они уже здесь обучат педагогов — тех, кто станет работать непосредственно с населением. В июле уже прошли обучение 30 наших тьюторов по программам работы со взрослым населением.
— Кто вошел в число этих 30 человек?
— Старались сформировать группу так, чтобы в ней оказались представители тех площадок, на которых впоследствии будет удобно собирать людей: библиотек, учебных заведений — ссузов и вузов, сети многофункциональных и информационно-консультационных центров.
— На какую аудиторию будут рассчитаны обучающие программы?
— Во-первых, на молодежь — школьников и студентов. Во-вторых, на взрослое население, преимущественно с низким и средним уровнем дохода. Отдельная категория — малый и средний бизнес.
"Участники финансового рынка заинтересованы в обучении граждан"
Активное участие в реализации программы намерены принять и игроки финансового рынка — банки, страховые и бухгалтерские компании, их отраслевые объединения. Они будут оказывать не только организационную и содержательную помощь, но и финансовую.
Антон Слободчиков,
исполнительный директор Алтайского банковского союза:
Мы заинтересованы и будем участвовать в реализации программы. Напрямую работая с людьми, банки должны формировать ответственный подход, снимать возникающую напряженность, обеспечивать прозрачность своей деятельности. Острые ситуации то и дело возникают на разных направлениях оказания финансовых услуг: кредитование физических лиц, малого бизнеса. Здесь мы сталкиваемся порой с недостатком знаний у потребителей. В случае с физлицами это бывает некий инфантилизм, недостаточная оценка собственных возможностей и сил. Банки, с одной стороны, заинтересованы в наращивании кредитных портфелей, но с другой — для них по-прежнему актуальной остается проблема невозвратов. Многие банки уже предпринимали шаги в направлении обучения потребителей финансовой грамотности. Участие в программе предполагает объединение наших усилий. Так мы видим свою роль. Но сама программа, конечно, намного шире, в первую очередь — в силу более широкого охвата образовательных площадок и аудитории.
Объемы финансирования программы (в рублях)
Общая сумма средств - 72,5 млн.рублей
Краевой бюджет |
Средства проекта |
Внебюджетные источники |
|
2014 год |
9,9 млн. |
1 млн. |
— |
2015 год |
11,5 млн. |
24,6 млн. |
1,2 млн. |
2016 год |
7,9 млн. |
15,1 млн. |
1,2 млн. |
Итого |
29,3 млн. |
40,7 млн. |
2,5 млн. |
Факт
С 31 октября по 6 ноября в крае пройдут мероприятия Всероссийской недели сбережений.
Самое важное - в нашем Telegram-канале