— Сергей Викторович, можете оценить текущее состояние рынка частной медицины по сравнению с 2000 годом, когда ваш центр начал работу?
— Я рассматриваю рынок здравоохранения в Барнауле как совокупность всех его участников. С тех пор как мы открылись, со стороны государственных участников появились краевой онкологический центр "Надежда", краевые поликлиника и больница, заложен федеральный центр травматологии и ортопедии. Среди частников в 2000 году были медцентры "Интервал", "Здоровье" и частная клиника для детей "Малыш". Потом появились наш центр, "Доверие", "Пигмалион", "Нармед", "Афродита", "Восток-мед", "Гиппократ" и многие другие. То есть рынок сильно вырос.
— Как вы оцениваете на нем место вашей организации?
— Негосударственных участников барнаульского рынка медуслуг можно сравнить по трем показателям: возраст, площадь и многопрофильность (количество услуг, на которые у учреждения есть лицензия). По всем этим параметрам мы уступаем лишь негосударственной железнодорожной больнице. "Интервал" и "Здоровье" превосходят нашу компанию только по возрасту (первой компании порядка 20 лет, второй — 15). Самым активным своим конкурентом мы при этом считаем "Здоровье". Клиникам "Нармед", "Ваш доктор", "Ультрамед", "Пигмалион" и "Центр здоровья" — до пяти лет, по площади и количеству оказываемых услуг они опять же нам уступают.
— На первый взгляд все ниши на барнаульском медицинском рынке уже заняты и он стагнирует. Если он может развиваться дальше, то в каких направлениях?
— Во-первых, я считаю, что рынок не стагнирует, а развивается. Во-вторых, если бы все ниши были заняты, в частных медцентрах не было бы очередей. Пока спрос на медуслуги в Барнауле превышает предложение. Особенно проблемные области — оперативные вмешательства эндоскопическими способами и высокоспециализированные диагностические методики. Например, компьютерная томография. У клиник, которые бы решили специализироваться на такого рода услугах, есть перспективы.
Вообще же, будущее за больницами "полного цикла". Когда после осмотра нужна специализированная помощь и за ней приходится идти в другое место, это неудобно. Сегодня ведь никто не ходит в два магазина за молоком и хлебом. Все покупают в супермаркетах.
— Можно ли рассчитывать, что государственные медицинские учреждения, в которые сегодня активно инвестирует власть на Алтае, будут работать в связке с частными медцентрами? От них будут направлять пациентов к вам, от вас — к ним?
— Я думаю, тому есть предпосылки. Новый Закон "Об ОМС" и Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" устанавливают принципы равноправия среди частных и государственных участников рынка, приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, здоровой конкуренции на медицинском рынке. Сейчас в Алтайском крае утверждаются проекты порядков оказания медицинской помощи населению в 2012 году с учетом тесного взаимодействия государственных и частных больниц, от чего пациенты только выиграют.
Партнерство в начале
— И все же какая основная роль сегодня у государства в здравоохранении: конкурента, партнера или контролера?
— Государство в лице правительства для частников — партнер-контролер. Государственные медучреждения — конкуренты. Сегодня частные медицинские организации начинают участвовать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В этом году в Барнауле в ОМС вошли, например, "Интервал", "Афродита", клиника при АГМУ, "Здоровье и материнство" и другие. Но порой на местах участие частников в ОМС рассматривается как нечто дополнительное к системе здравоохранения в противоречие Закону об "Основах охраны здоровья". Вы можете представить, чтобы госбольница осталась без плановых объемов медицинской помощи в рамках программы госгарантий или ей бы предложили их всего на месяц? Такого быть не может. А с частниками еще бывает.
— Сегодня много говорят о государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения. На каком оно уровне развития в России?
— Пока на начальном. Во многом из-за того, что порой это понятие рассматривают слишком узко. Например, закон Алтайского края называет государственно-частным только партнерство на основании специального соглашения. Правительство на федеральном уровне рассматривает это понятие более широко — как любое выгодное взаимодействие между государственными и частными организациями. Многие чиновники пока не видят или не хотят видеть, что конкретно выигрывает государство при таком сотрудничестве. Пока единственный пример государственно-частного партнерства в крае в широком смысле — участие медбизнеса в ОМС. Это сотрудничество выгодно всем. Традиционно государство в рамках социальной миссии строит больницу, содержит ее, обеспечивает оборудованием и финансированием, платит ей тариф ОМС. А может просто платить тариф частной клинике: она сама себя построила и сама себя обеспечивает, при этом спрос с нее, как с государственной. Это позволяет с экономией ресурсов увеличивать доступность медпомощи.
— Но многие частники не хотят работать "по полисам", указывая на то, что государственные тарифы на медуслуги слишком низки.
— Не всегда. Да, консультация узких специалистов в ОМС в этом году стоит 25 рублей, но есть и более высокооплачиваемые категории. Чтобы успешно работать в системе ОМС, нужен опыт работы в ней и отдельная инфраструктура: штат программистов, операторов ПК, специальное программное обеспечение, подготовленные врачебные кадры… Мы работаем в этой системе третий год. Это не в убыток, но и прибыли не получаем: сегодня в тариф заложены зарплата и начисления на нее, расходные материалы, лекарства и мягкий инвентарь. При наличии сбалансированной финансово-хозяйственной системы медицинского предприятия возможно безубыточное и даже рентабельное функционирование. С учетом иной приносящей доходы деятельности.
— Одного моего знакомого врач направил сдавать анализ крови. Часть анализов в больнице сделали бесплатно по полису, а за частью отправили в медфирму этажом выше. Там взяли 900 рублей. Это пример партнерства или конкуренции государственного учреждения и частного?
— Если госучреждение сдавало частному свое помещение в аренду и отправляло к нему пациентов с направлением врача на анализы за деньги, то это, мягко говоря, пример не совсем эффективного хозяйствования. В федеральную программу госгарантий входят все необходимые обследования при том или ином заболевании. Если больница по какой-то причине не имеет возможности их произвести, то обязана принять меры, чтобы вам оказали эту медуслугу бесплатно в другом месте. Например, отправить своего курьера с анализом крови в диагностический центр. Либо написать направление в другую клинику, чтобы пациент сам сдал там кровь (опять же бесплатно). А самый простой способ — заключить договор с частной или государственной лабораторией. Например, лаборатория нашего центра выполняет не все исследования, у нас заключен ряд договоров с другими. Поэтому с пациента мы деньги не берем, а получаем их по тарифам ОМС и рассчитываемся с лабораториями.
Курс на самоконтроль
— У государства как контролера сегодня большие полномочия. Но частные медицинские учреждения активно стремятся создать саморегулируемые организации. В какой степени частники в здравоохранении могут сами себя контролировать?
— В некоторых моментах лучше, чем государство. Например, у нас в крае есть некоммерческое партнерство "Медстандарт". Основные цели партнерства — развитие предпринимательства в здравоохранении и в том числе взаимоконтроль. То есть создаются комиссии из представителей конкурирующих организаций, которые проверяют качество работы частных клиник — участников партнерства на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, законодательства в здравоохранении, лицензионных требований, принципов медицинской этики. Если конкурент увидит у тебя нарушение, он молчать не будет. Он либо предложит все исправить, либо сообщит в государственные контролирующие органы. Из-за конкуренции же исключены взятки.
— Чем будет отличаться алтайская СРО, если ее создадут, от "Медстандарта"?
— У нее будет больше полномочий. В возможные функции такой организации входят лицензирование, регистрация новых медтехнологий и утверждение собственных медстандартов. А государство будет контролировать все СРО посредством прокуратуры, Росздравнадзора. Плюс контроль со стороны Территориального фонда ОМС и страховых медицинских организаций.
— А что от СРО получит потребитель?
— Государство работает руками чиновников, которые порой не заинтересованы в результате своего труда. СРО будет заинтересована в том, чтобы при оказании медуслуг соблюдалась честность и никто не использовал теневые технологии для заработка. Потому что, если какая-то медицинская организация будет вести себя некорректно, это бросит тень на все сообщество. Если будет СРО, то пациенты получат более качественную медпомощь, а вся система будет сориентирована на то, чтобы во главе ее стояли здравый смысл и интересы пациента.
— Возможно ли, что в рамках медицинской СРО можно будет поддерживать цены на услуги на определенном уровне?
— Нет, картельного сговора не будет. Для этого существует антимонопольный комитет. Посмотрите на СРО нефтяников. Кого там постоянно штрафуют за завышенные цены на топливо? Ведь не "Октан", а крупные федеральные сетевые компании. Цены на услуги в частной медицине стабильно растут не более чем на уровне инфляции. Вне зависимости от наличия или отсутствия СРО в здравоохранении.
— В клинике "Здоровье" и в вашем центре прием у одного и того же специалиста стоит по-разному — у вас дороже. Из чего складывается стоимость приема врача?
— Консультация врача с квалификацией ниже, чем кандидат медицинских наук, стоит в среднем 350 рублей. Туда заложена, во-первых, зарплата (причем не только врача, но и всех сотрудников больницы, без которых его работа невозможна) — она имеет наибольший вес в стоимости услуги. Также это кредиты медучреждения, если они есть, расходные материалы и медикаменты, коммунальные платежи и услуги сторонних организаций, стоимость оборудования и здания, которые надо окупать. Плюс до 15% на рентабельность. У докторов медицинских наук зарплата закономерно выше, и прием у них дороже. Стоимость зависит и от специализации. Терапевт почти не применяет расходные материалы, в отличие от хирурга или гинеколога (где нужны одноразовые перчатки, зеркала, инструменты для анализов и прочее), поэтому плата за прием у вторых может быть выше рублей на 100.
О чем еще рассказал собеседник
Об оборудовании
— Оборудование образца советской эпохи сегодня почти не производится. Высокотехнологичная медтехника, как правило, закупается у зарубежных производителей. Там качественное оборудование создают давно, так что все производители стараются держать одну высокую планку. Поэтому оборудование в барнаульских многопрофильных клиниках, как правило, одинаково качественное. Это означает, что сегодня вопрос техники отходит на второй план: главное — какой у тебя специалист. Если мне дать дорогую скрипку, я смогу напиликать только "Кузнечика". А кто-то и на дешевой сыграет рапсодию Бетховена. Поэтому при диагностике главную роль играет тот, кто оценивает результат исследования, его опыт и кругозор.
О "классовом" лечении
— Существует мнение, будто, когда человек приходит в частную клинику, врач сразу может определить, какую сумму он готов там оставить. Поэтому клиентам предлагают разный курс лечения. Медцентр с дальновидным руководителем такого не допустит. Можно один раз получить больше денег, зародив в человеке сомнение, но больше он не вернется. А можно взять столько, сколько необходимо, однако придет он к тебе трижды. Это не только этично, но и просто выгоднее. Другое дело, что порой пациент лечится не теми препаратами, что прописал врач. Возвращается к нему и не сообщает, что лечился не так. Как результат врач усиливает ему дозу либо выписывает новое лекарство — в итоге пациент тратит больше и жалуется, что с него тянут деньги. Но доктор здесь ни при чем.
Кто такой Сергей Богданов
Сергей Викторович Богданов родился 27 февраля 1976 года. Окончил лечебный факультет АлтГМУ. Главный врач и соучредитель консультационно-диагностического центра "Добрый доктор". Автор ряда публикаций в отечественных и зарубежных изданиях по теме влияния последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на здоровье человеческой популяции, а также по исследованиям влияния ракетно-космической деятельности на территории Алтая на здоровье населения. Помощник депутата краевого Заксобрания Николая Якушева. Женат, воспитывает дочь и сына.
Самое важное - в нашем Telegram-канале