Сергей Веретенников,
президент Алтайского клуба IT-директоров:
В настоящее время все больше предприятий в Алтайском крае при приобретении IT-товаров и сервисов на первое место в критериях выбора поставщиков ставят качество. На последнем заседании клуба IT-директоров, которое состоялось в середине мая, мы обсуждали разные аспекты данного вопроса, каждый делился опытом сотрудничества со своими партнерами — IT-компаниями. Так определялись наиболее адекватные игроки рынка информационных технологий. И некоторые участники заседания сразу после него были твердо настроены отказаться от сотрудничества с прежними поставщиками.
Эта ситуация сложилась в силу ряда факторов. Во-первых, качество предоставляемых IT-сервисов теми компаниями, которые давно работают и хорошо известны в регионе, ухудшилось. Среди причин этого я могу назвать недостаток квалифицированных кадров и стремление на всем экономить. Закупаются более дешевые материалы, которые быстрее исчерпывают свой ресурс.
Во-вторых, с недавнего времени многие компании Алтайского края изменили схему взаиморасчетов с поставщиками IT-услуг. Если раньше предоплата была нормой, то сейчас большинство перешли на постоплату. Была скорректирована процедура утверждения закупок. В настоящее время сначала проводится обоснование предполагаемых затрат, затем получение услуги и только потом ее оплата. Безусловно, потребителям IT-услуг такая схема взаиморасчетов более выгодна в отличие от поставщиков.
Данные изменения произошли, с одной стороны, в связи с финансовым кризисом, который заставил всех экономить. А с другой — с усилением конкуренции на рынке IT-сервиса. В последние три года все чаще появляются небольшие фирмы, которые предоставляют различные услуги — системное администрирование, замену комплектующих и другие. Нередко они формируются на базе крупных фирм, которые прекращают свое существование. Ведь в сфере услуг удобнее работать мелким компаниям, потому что непроизводственные расходы у них меньше. Также в Алтайский край приходят крупные интернет-провайдеры. Новички на местном рынке зачастую предлагают более выгодные цены и более приемлемые условия сотрудничества. В частности, выражают готовность работать на условиях постоплаты.
В последнее время особую актуальность получил и такой показатель обслуживания, как время, в течение которого сервисная фирма должна устранить неполадки. Многим компаниям очень важна "скорость реакции", потому что от этого зависит эффективность их работы. Тем более что запасы комплектующих и расходных материалов для IT-инфраструктуры на предприятиях минимальны. Можно сказать, что они перешли на обслуживание офисной техники и сетей в формате Just in time (с англ. — точно в срок). Так работают иностранные производители автомобилей: все комплектующие доставляются прямо к конвейеру, и их запасов на заводе нет, что исключает замораживание в них денежных средств. В таких условиях быстрота и точность оказания IT-услуги полностью зависят от партнера-аутсорсера.
Если на рынке IT-услуг происходит дробление компаний, то среди поставщиков оргтехники, наоборот, наблюдается укрупнение игроков. Это закономерно, потому что чем крупнее фирма, тем большую скидку она получает при оптовой закупке техники и тем более низкие цены может предложить покупателям. Поэтому и по данному направлению есть основания поискать более выгодную стоимость продуктов у предприятий, конкурирующих с основным поставщиком.
Самое важное - в нашем Telegram-канале