Недавно на сайте барнаульского аэропорта появился призыв к авиакомпаниям: нужны перевозчики на столичное направление. Как рассказала Татьяна Якушевич, начальник отдела авиационного маркетинга авиапредприятия "Алтай", чтобы покрыть потребность пассажиров, необходимы еще 300 мест в самолетах в день.
Татьяна Якушевич,
начальник отдела авиационного маркетинга авиапредприятия "Алтай":
В прошлом году в Москву летали 36 рейсов в неделю. В этом году заявлен пока 21 рейс. Компания S7 Airlines больше не выполняет вечерний рейс, Vim Avia сняла свои самолеты до середины июня, с января не летает Utair... На направление требуется еще хотя бы два ежедневных рейса – утренний и вечерний.
Аэропорт сделал запросы в несколько авиакомпаний, но отклика пока не получил. Между тем за последнее время Барнаул остался еще без ряда относительно популярных направлений. Например, без прямого рейса в Санкт-Петербург, куда в прошлом году летала компания "Россия", и без рейса в Норильск. По словам Якушевич, авиакомпании особенно не распространяются о мотивах ухода, указывая на "технические причины".
Как поясняли в пресс-службах Vim Avia и Utair, они временно прекратили перевозки из Барнаула в Москву из-за замены устаревших воздушных судов более современными. Первая компания не уточняет, когда вернется на направление. Во второй старший вице-президент по коммерческим вопросам Денис Шкабара заявил, что в их планах – вернуться к следующему весенне-летнему сезону.
Денис Шкабара,
старший вице-президент по коммерческим вопросам Utair:
Уход "по техническим причинам", скорее всего, означает, что у фирм нет нужного количества подходящих самолетов, чтобы поставить их на направление. Не могу сказать по другим компаниям, но у нас есть ряд воздушных судов советского производства (типа Ту-154), которые мы сегодня выводим из эксплуатации. Заменяем их самолетами зарубежного производства. Так что приходится чем-то жертвовать. Но мы не планируем уходить из Барнаула насовсем.
Разве что в Магадан
Дефицит кресел, который сложился на направлении Барнаул – Москва, по идее, должен свидетельствовать о высоком спросе. Но для авиакомпаний он недостаточен, чтобы перебрасывать сюда свой "воздушный флот". "Видимо, они концентрируются на других, например, южных направлениях. Потому что в летний сезон такие более популярны", – предполагает Денис Шкабара.
Поэтому сегодня в Москву из краевого центра можно улететь лишь на самолетах компаний "Аэрофлот" и S7. По мнению экспертов, это главная причина, по которой цена на авиабилеты высокая.
Олег Пантелеев,
главный редактор отраслевого аналитического агентства "Авиапорт":
В условиях недостаточной конкуренции гораздо выгоднее повышать цены, чем увеличивать провозные емкости. До Барнаула лететь ненамного дальше, чем до Новосибирска, но при этом аэропортовое обслуживание в Алтайском крае дороже, поэтому издержки авиакомпаний объективно выше. Это объясняет разницу в цене на авиабилет из того и другого городов. Но главное – спрос на перевозки в Барнауле ниже. Этот город в силу ограниченного объема спроса на полеты в Москву не может круглый год удовлетворять всех желающих открыть новые рейсы – тривиально не хватает пассажиров. Но те люди, которые все же летают, достаточно состоятельны, и для них цена не является главным фактором выбора.
Из Новосибирска в Москву улететь летом можно будет за 15–16 тысяч рублей: там на направлении летает до восьми компаний. В зависимости от сезона количество рейсов в день составляет 14–19. Поэтому на протяжении многих лет у жителей Барнаула выработалась практически традиция – летать из Новосибирска. Как отметил один из опрошенных экспертов, в Сибири в целом авиарынок развивается динамично, но еще не вышел на тот уровень, когда существует критическая масса рейсов, раскручивающих конкуренцию во всех городах.
Сделать дешевле барнаульские билеты в Москву могла бы поддержка со стороны государства. Но пока поддерживать предполагается региональные перевозки, столичного направления это не коснется. Речь идет о субсидировании 50% стоимости билета со стороны государства.
Авиакомпании будут получать частичную компенсацию за выполнение полетов по региональным рейсам в радиусе 1 200 км. Четыре маршрута из Новосибирска уже одобрены для такого субсидирования, в том числе рейс Новосибирск – Горно-Алтайск.
В барнаульском аэропорту о таком субсидировании пока информации нет.
– Я знаю, что в списках на дотации было направление Барнаул – Магадан, – припоминает Татьяна Якушевич. – Но компании, которая бы взялась обслуживать направление, нет.
Не хватает путешественников
Недоступность Магадана – не самая большая проблема для барнаульцев. В авиаотрасли есть ряд старых проблем, касающихся всей страны. Чтобы внутренние авиаперелеты в России стали так же доступны, как в Европе и Америке, надо, чтобы у нас смогли развиваться авиакомпании-лоукостеры (от анг. low cost – "низкая цена"). Но в нынешних условиях этого произойти не может, а их изменения придется ждать, по-видимому, еще долго.
Лоукостеры характеризуются тем, что экономят в работе на всем, на чем могут, это и позволяет серьезно сэкономить на билетах самим пассажирам. У низкобюджетных перевозчиков обычно всего один класс и сокращенный набор включенных услуг. Также для них необходимы особые "дешевые" аэропорты. Помимо отсутствия таковых, появлению лоукостеров у нас мешают высокие таможенные пошлины на иностранные самолеты, отсутствие нормы о "невозвратных билетах", невозможность принимать на работу иностранных пилотов и т. д.
Однако даже если решить эти вопросы, останется, возможно, самый главный. Хотя россияне часто жалуются на дорогие перелеты внутри страны, на деле оказывается, что к таким путешествиям их тянет не так уж и сильно. Они все охотнее летают за рубеж, а по своей стране довольно редко. Именно поэтому Sky Express и "Авианова" (два лоукостера, которые пытались работать в России) прожили недолго и обанкротились. За рубежом же прибыль таких предприятий обеспечивает именно очень большое количество рейсов в день.
Так что здесь та же загвоздка, что с направлением Москва – Барнаул.
– Эта ситуация для страны неуникальна – сегодня она практически повсеместна, – подытожил Олег Пантелеев. – Из городов с населением 500–700 тысяч человек, как правило, выполняются ежедневные полеты в Москву, изредка – в Санкт-Петербург. Но число рейсов меньше, чем на линиях в города-миллионники, а тарифы – выше.
С другой стороны, если бы билеты на авиаперелеты были дешевле, может, люди и стали бы летать охотнее. В любом случае первых шагов по распутыванию этого узла тут ждут от государства – в плане решения "старых проблем". Пока заметна лишь активность предприятий, принадлежащих ему: авиакомпаний на рынке становится меньше, при этом "Аэрофлот" активно укрупняется. Кстати, "Россия", возившая барнаульцев в Санкт-Петербург, перешла в его состав. И отказалась от питерского направления в Барнауле в рамках оптимизации маршрутной сети "Аэрофлота".
Цифра
80% от пассажиропотока внутри России приходится на трафик между Москвой и крупными региональными центрами. За 2012 год общий пассажиропоток в направлении Москва – Барнаул – Москва составил 304,4 тысячи человек. Средняя загрузка на каждом рейсе – 80–90%.
Как выглядит российский авиарынок?
По данным Росавиации, в I квартале 2013 года российские авиакомпании перевезли 15,7 миллиона человек. Из них за границей побывали 8,2 миллиона (на 26% больше, чем за аналогичный период 2012 года), а 7,5 миллиона летали по стране (рост на 10%).
В последние несколько лет российский авиарынок рос на 10–20% в год, а экономика – в 2–5 раз медленнее. По мнению экспертов, московские аэропорты через несколько лет могут перестать справляться с ростом пассажиропотоков.
Согласно "дорожной карте" по "развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики", утвержденной в конце декабря 2012 года, первый низкобюджетный перевозчик появится в России уже в 2013 году.
Сколько стоит добраться до Москвы из городов мира (туда и обратно)?
- Париж от 11 тысяч рублей (2 490 км) 2 руб. 20 коп. за 1 км
- Берлин от 8,7 тысяч рублей (1 611 км) 2 руб. 70 коп. за 1 км
- Рим от 9 тысяч рублей (3 061 км) 1 руб. 47 коп. за 1 км
- Стамбул от 7,4 тысяч рублей (2 238 км) 1 руб. 65 коп. за 1 км
- Нью-Йорк от 22,9 тысяч рублей (7 522 км) 1 руб. 52 коп. за 1 км
- Йоханнесбург от 24 тысяч рублей (9 158 км) 1 руб. 31 коп. за 1 км
- Барнаул от 19,5 тысяч рублей (3 620 км) 2 руб. 70 коп. за 1 км
Данные сайта skyscanner.ru на поиск билета эконом-класса на одного человека на вылет 15 июля с возвращением 29 июля.
Самое важное - в нашем Telegram-канале