Есть идея
Сергей Еськин, директор фирмы "Регионгазсервис" из села Михайловского, хочет построить завод по производству автоклавного газобетона по немецкой технологии. По его подсчетам, через два с половиной года после получения денег производство начнет приносить прибыль. Есть и производственная база, и участок земли, и песок, который служит основным исходным материалом. Дело только за инвестициями.
– В Сбербанке сказали: нужна собственная доля капитала до 30%, а мы этого не имеем, – рассказывает Сергей.
Через московскую инжиниринговую фирму Сергей вышел на предпринимателя, который строит подобный завод в Тюмени и выразил готовность к переговорам. Тогда-то он и задумался: что нужно положить в бизнес-план, чтобы за 10 минут презентации заинтересовать человека, у которого есть деньги?
Побывав на семинаре, организованном в ноябре по инициативе Главного управления экономики и инвестиций края, где выступали представители бизнес-ангелов, Еськин понял: главное – показать детально проработанную картину получения прибыли от своего продукта. И теперь он будет эту картину "рисовать".
Есть проект
Если у Сергея Еськина проект находится пока лишь на первой стадии – идеи, то у Евгения Кондратюка, директора фирмы "Акватех", уже этап "посевной". Новая технология есть, но не хватает денег, чтобы запустить производство материалов для очистки воды из базальтовых волокон – уникальный продукт для фильтрации артезианских и сточных вод.
– Иностранные аналоги достаточно дороги и, отработав свой ресурс, сложно поддаются утилизации на предприятии, а наши можно использовать в строительстве, плюс они экологически чистые, – говорит Кондратюк.
Предприятие работает в рамках федеральной программы "Старт" и уже получило деньги от государства. Государство по условиям госконтракта полностью финансирует первый год работы, второй и третий – наполовину.
Встречаясь с потенциальными инвесторами, Евгений не сразу был готов грамотно презентовать свой бизнес-план. Однако, переработав документы в соответствии с рекомендациями бизнес-ангелов, сумел заинтересовать предпринимателя, который сам занимался научными разработками и имеет опыт в производстве. Правда, окончательное решение об инвестициях еще не принято.
Есть производство
Андрей Макаров, директор фирмы "Витекс", уже фактически приступил к этапу "старт-ап". Его задача – расширить производство дигидрокверцитина – витамина Р, одного из самых мощных антиоксидантов, и занять сегмент рынка. Инновационность проекта в использовании нетрадиционного сырья – отходов лиственницы, а также в применении вакуумно-импульсной технологии в новом контексте.
"Наш продукт будет доступен широким слоям населения, – уверяет Андрей. – На Западе грамм дигидрокверцитина стоит в среднем 220 долларов, а у нас в зависимости от чистоты – от 30 до 180 рублей". Звучит заманчиво, но как убедить инвестора в том, что производство обещает стать высокорентабельным? По мнению Александра Кондыкова, замначальника управления по науке и инновационной политике Главэкономики, аргументы Андрея пока ориентированы на потребителя продукции. А проект-то готовят для инвестора!
Впрочем, такой подход – частая ошибка "инноваторов". Что нужно изменить в проекте, чтобы он стал перспективным для вложения в него денег? В первую очередь точку зрения автора, которому необходимо посмотреть на свое детище глазами будущего капиталиста.
– Андрей Макаров рассматривает свой проект с точки зрения технологии и только частично – с точки зрения рынка и конкурентных преимуществ продукта, – комментирует Александр Каширин, председатель правления СБАР. – Если выстроить проект в правильном формате, его можно предлагать инвесторам. Формализация и стандартизация важны. Когда человек заполняет документы, он сам начинает думать в направлении коммерциализации своей идеи.
Где искать инвестора
"Государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе, в рамках федеральных и региональных целевых программ, через гарантийные залоговые фонды, – рассказывает Александр Кондыков. – Частных инвесторов ищут разными способами. Бизнес-ангелы – лишь один из возможных путей, правда, достаточно хорошо разработанный. Они берутся финансировать проект на стадии максимальных рисков и минимальных вложений, работают с ним до момента, когда он становится привлекательным для крупных инвесторов (например, для венчурных, прямых или стратегических), и продают – конечно, с выгодой для себя".
В 2006 году государство создало Российскую венчурную компанию. РВК прямыми инвестициями не занимается, а в свою очередь создает венчурные фонды, с помощью которых научные разработки могут превращаться в конкурентоспособную продукцию.
Александр Кондыков считает, что венчурные инвестиции – это последнее средство для предпринимателей, когда нет возможности взять кредит на других, более мягких, условиях: "Венчурные фонды, так же как и банки, несут ответственность перед своими инвесторами и должны обеспечить увеличение вложенного капитала. Поэтому они и оставляют за собой контрольный пакет акций предприятия, стремясь обеспечить финансовую эффективность проекта".
Впрочем, наличие нескольких вариантов – это всегда лучше, чем единственная возможность, не так ли? А выбор каждый сделает сам.
Справка:
Бизнес-ангелы – профессиональные инвесторы (физические и юридические лица), вкладывающие средства в инновационные компании самых ранних стадий развития – "посевной" (seed) и "начальной" (start-up). Используют венчурный механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный (три – семь лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании.
"Бизнес-ангелы, – рассказывает Александр Кондыков, – собирают и рассматривают заявки, если видят перспективу, и работают бесплатно до тех пор, пока не доведут проект до уровня инвестиционной привлекательности. И только когда находится инвестор, берут деньги за свои услуги". У бизнес-ангелов есть своя организация – Национальное содружество бизнес-ангелов России (СБАР).
10–12% организаций в России занимаются инновациями, сообщает Росстат.
Семь вопросов, которые интересуют инвестора
1. Какой продукт (услуга) будет предлагаться на рынке?
2. Каковы его конкурентные преимущества?
3. Кто основные потребители и почему они должны купить продукт за ту цену, которую хочет заявитель?
4. Каковы рынки сбыта?
5. Какова предполагаемая рентабельность?
6. Каков объем необходимых инвестиций?
7. Кто войдет в команду?
Самое важное - в нашем Telegram-канале