Владимир Прокопов,
генеральный директор новосибирской компании "ТермоБлок":
Меня трудно чем-либо удивить, но некоторые вещи меня все-таки шокируют. Одна из них — это ситуация в облепиховодстве на Алтае. В этом году мне довелось побывать на совещании, где производители облепихи взывали о помощи в связи с обвалом закупочных цен. Чиновник из Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ) призывал облепиховодов и переработчиков объединяться в ассоциацию, чтобы сообща решать проблемы производства и сбыта, но товаропроизводители встретили эти призывы без особого энтузиазма. Их интересовали лишь проблемы сегодняшнего дня: "Покупайте облепиху, не то через месяц-другой нам будет труба".
Закупочные цены на алтайскую ягоду росли от сезона к сезону, в прошлом году они достигли планки в 50–60 рублей за 1 кг. Все думали, что так будет продолжаться бесконечно. Большинство товаропроизводителей были заинтересованы произвести и продать сырье, в лучшем случае пустить его на облепиховое масло. Глубокой переработкой занимались лишь единицы, что и аукнулось нежданно-негаданно.
Какую линейку продукции можно производить из сырья, которым богат Алтайский край? Директор научно-исследовательского института садоводства Сибири им. Лисавенко Владимир Усенко в ходе совещания озвучил интересную цифру. В Германии из облепихи получают свыше 500 наименований различной продукции. А что у нас? В основной массе в зависимости от сорта для производства облепихового масла используется 3–4% вещества, которое содержится в ягодах, все остальное — это отходы производства.
Буквально через две недели на международной конференции, которая проходила в Белокурихе под девизом "Облепиха — на пути объединения науки и производства", гости из Поднебесной показали нам наглядный пример, что можно получать из облепихи. К сожалению, могу констатировать: если бы не пара-тройка алтайских фирм, представивших стенды со своей продукцией, то краю было бы нечем их удивить. В то время как все говорили об уникальном потенциале, который дает региону производство и переработка облепихи. Любопытный факт. Вино из облепихи, произведенное в Китае, идет "на ура" в ряде стран. В США, к примеру, этот напиток продается по цене около $ 40 за бутылку.
Я с большим интересом ждал выступлений китайских облепиховодов и переработчиков. Слайды, презентация нового перерабатывающего завода, рассказ о том, как в Китае убирают урожай облепихи. Всех ноу-хау гости из Поднебесной раскрывать не стали, но в перерывах с большим азартом расспрашивали наших производителей облепихи и переработчиков об их продукции. И опять никакого энтузиазма в глазах алтайских товаропроизводителей. Никто не теребил китайцев своими вопросами. Как, впрочем, и немцев, которые тоже выступали на конференции. И лишь Сергей Мухортов, генеральный директор компании "Алтайский букет", буквально разрывался между представителями иностранных делегаций и участниками конференции, стараясь пообщаться с каждым из них.
Если бы не наработки таких фирм, как "Алтайский букет", "Алтай Занддорн", "Алтайвитамины", то краю было бы нечего показать гостям из-за рубежа. Вовсе не хочу, чтобы мои высказывания были восприняты как ангажированные со стороны некоторых фирм. Относитесь к ним как к взгляду человека, который интересуется бизнесом, связанным с производством и переработкой облепихи.
Не знаю, какие выводы сделали для себя алтайские товаропроизводители по итогам международной конференции. Мне же кажется очевидным, что тем, кто специализируется на производстве облепихи, нужно серьезно подумать о перспективах, а не только о том, как заткнуть дыры этого года. Нужны радикальные перемены и прежде всего потому, что если ограничиваться лишь производством облепихового масла или продавать сырье и не предпринимать ничего нового, то ситуация будет повторяться из года в год, если не усугубится. Решению многих проблем могла бы поспособствовать отраслевая ассоциация.
Чем она может быть полезна для предпринимателей? Во-первых, ассоциация позволила бы транслировать свои идеи и предложения до представителей власти. Во-вторых, она дала бы возможность определить правила игры между производителями и переработчиками. И, в-третьих, возможно, такое объединение позволило бы всем участникам рынка видеть проблемы отрасли и переориентировать производство на новые виды продукции.
Самое важное - в нашем Telegram-канале