Владимир Завертайлов,
руководитель Студии интернет-решений "Сибирикс":
Около 10% мировых продаж уже приходится на интернет-торговлю. Лидеры — Великобритания и США, там доля онлайн-покупок достигает 25%. Речь идет только о реальных товарах, сюда не входят скачанные фильмы, книги, приложения и прочее. Россия находится в конце этого списка. В 2008 году у нас доля онлайн-продаж была около 1%. Теперь это около 10%, и этот рынок постоянно растет. Лучше всего продаются книги и электроника. В этих сегментах рынок забит достаточно плотно.
За последний год российский рынок в денежном выражении прибавил 29%. В первом квартале оборот составил 160 млрд. рублей. То есть за год он превысил 0,5 трлн. рублей. И ожидается огромный рост этого рынка: на 2017 год есть прогнозы, что рынок составит 3,7 трлн. рублей.
Число покупателей на этом рынке постоянно растет. Сейчас в России около 28 млн. человек, которые хоть раз совершали покупку в интернет-магазинах. По прогнозам, в 2015 году их будет 40 млн. человек.
Несмотря на то что наш рынок сейчас относительно небольшой, такие глобальные компании, как Amazon и Ebay, следят за ним и хотят откусить от него жирный кусок. На быстрорастущих рынках такие гиганты захватывают огромные доли, вытесняя местных игроков. Они приходят и к нам, и за прошлый год порядка 10–15% от всего оборота интернет-продаж в России пришлось на трансбордеры — товары, которые наши граждане заказали из-за границы для личного пользования. Пока это характерно для столиц, в регионах показатели таких продаж меньше из-за проблем с логистикой, доставкой. Крупные компании входят на наш рынок и начинают занимать на нем какие-то позиции. Но в России изменили законодательство, и трансграничные покупки стали невыгодными. И скорее всего, внутри страны интернет-покупки станут более интенсивными, а поток товаров из-за рубежа сократится.
Примерно 6% онлайн-покупок в России совершается через мобильные устройства. Почему так мало? Только 2% российских интернет-магазинов готовы к тому, чтобы покупатель смог сделать заказ с мобильной платформы. Хотя рынок планшетов — один из самых быстрорастущих в стране. Их продажи уже больше, чем у PC и ноутбуков. Люди начинают пользоваться ими все чаще, а интернет-магазины к этому не готовы. Например, нужно сделать дизайн сайта адаптивным. А в идеале — встать со своим приложением на устройство пользователя. Тогда у вас появится возможность отправлять ему push-уведомления об акциях и новых поступлениях.
Основные барьеры на рынке интернет-торговли: логистика (читай Почта России), очень высокая стоимость привлечения нового покупателя (на рекламу уходит до 20% затрат) — поэтому надо стремиться, чтобы пользователи возвращались, совершали пакетные покупки. Далее — "ЯндексМаркет". На самом "Яндексе" появилась корзина, куда вы можете положить какие-то товары и заказать их. И будет ощущение, будто вы купили товары прямо с "Яндекса". И есть подозрение, что "Яндекс" всерьез займется логистикой. Они уже купили Multiship — агрегатор систем логистики, который позволяет выбрать способ доставки из большого числа операторов.
Также "Яндекс" перестает ранжировать коммерческие ссылки. Поэтому от ссылочного продвижения лучше сейчас отказаться и искать каналы дополнительного привлечения пользователей. Нужно экспериментировать со всеми площадками. Например, с соцсетями.
Самое важное - в нашем Telegram-канале