— Асабали Арсланбекович, с 1 июля значительно повышаются тарифы на водоснабжение — почти на 30%. Чем обоснован такой рост?
— На первый взгляд цифра кажется колоссальной. Однако в денежном выражении рост оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения в среднем для семьи из трех человек при наличии приборов учета составит чуть больше 110 рублей. Доля платы за эти услуги составляет очень небольшую часть — примерно пятую от всей суммы.
И что стоит за этой цифрой? За последние пять лет потребление воды от "Барнаульского водоканала" уменьшилось на 20%, люди стали устанавливать приборы учета, экономить. Это нормально, и мы это приветствуем, но наша выручка снизилась, а расходная часть при этом выросла за счет роста цен от 16 до 45%: на электроэнергию, материалы, химреагенты и ГСМ. При этом производственный цикл остановить мы не можем. Как было в городе пять ключевых объектов водоподготовки и очистки, так их пять и остается.
Вспомним, какими были темпы инфляции в прошлые годы? Иногда доходило и до двухзначных цифр, редко показатели снижались до 7–8%. Я уже не говорю про главную беду всех ресурсовиков — неплатежи и недобросовестные действия УК, которые выводили деньги горожан на свои расчетные счета, а мы несли огромные финансовые потери.
А теперь оценим тарифы нашей компании. Ежегодный рост составлял около 4–4,5%. До каких пор это могло продолжаться? Пружина не может сжиматься до бесконечности. При этом даже последний рост тарифа не приведет к снижению напряженности работы предприятия. Мы как находились в режиме жесткой экономии, так и будем в нем находиться. Сети-то не молодеют. К тому же если сравнить наши тарифы с другими крупными городами, схожими по численности населения и условиям, то Барнаул будет даже не в середине, а в самой нижней части этого списка.
— А какой была ваша заявка на тариф?
— В прошлом году компания принимала участие в защите предельных индексов роста тарифов на водоснабжение и водоотведение по Алтайскому краю в ФСТ, которая признала экономически обоснованным увеличение тарифов для "Барнаульского водоканала" на 44,3%.
У регулятора сложная задача: с одной стороны, дать нам выжить, сохранив качество работы, а с другой — учесть интересы потребителей. И надо отдать должное краевому управлению по тарифам — оно занимает жесткую позицию. Нет ни одной статьи расходов, которую бы оно приняло к рассмотрению без подписанного договора или акта выполненных работ. Часто со стороны можно услышать, что тарифы необоснованны. Но как это может быть, если каждая статья затрат подтверждена документально? Мы по 26 папок с документами представляем регулятору. Обоснование происходит на встречах со специалистами в несколько раундов, прежде чем нам установят тариф.
— Предполагалось, что ограничение роста тарифов будет стимулировать коммунальные компании снижать издержки.
— Правильно. И если бы наша компания не работала в этом направлении, то уже обанкротилась бы. У нас энергоемкое производство: 22% в себестоимости производства воды и очистки стоков — затраты на электроэнергию. Каким чудесным образом мы должны при постоянном росте этих расходов не учитывать это в наших затратах?
Конечно, в компании действует программа по энергосбережению. Многие малые насосные станции были переведены в автоматический режим работы. Мы установили частотно-регулируемые приводы на наиболее энергоемком оборудовании. Проводим мероприятия по переводу снабжения водой населения с артводозаборов на речную воду, что ведет к экономии затрат по содержанию водозаборов.
Идет оптимизация в транспортном цехе. Мы уже видим реальную экономию ГСМ — в предыдущие годы были установлены средства мониторинга транспортных средств. А сейчас в результате подбора новой команды мы меняем режим управления хозяйством, выбирая оптимальные маршруты движения транспорта. То есть мы постоянно находимся в поиске решений, которые позволят сдерживать рост тарифов и обеспечат сохранение стабильного качества работы. Несколько лет, например, "Барнаульский водоканал" демонстрирует снижение аварийности на сетях.
Состояние сложное
— У вас была возможность взглянуть на работу компании свежим взглядом. Вы увидели какие-то направления, которые надо развивать?
— Безусловно. Моя основная цель — направить команду, и основные усилия были нацелены на это. Мы, в частности, создали комиссию по рационализаторской деятельности и инициативам сотрудников, она заседает раз в неделю. На ключевых объектах компании разместили ящики, куда люди могут подавать свои предложения. Сотрудников мы мотивируем: более 200 тыс. рублей уже выплачено, подано больше 50 рацпредложений.
Одно из ключевых направлений, которое мы поощряем, — оптимизация бизнес-процессов и преодоление бюрократии. Не могу сказать, что уровень бюрократии в компании зашкаливает, но есть то, что мешает ей быть эффективной. Выяснилось, например, что заключение договора занимает много времени. Мы поставили цель: договор за пять дней. Установили регламент, по которому каждый руководитель должен визировать договор не более четырех часов и минимизировать количество подписантов. Коллеги пошли дальше и предложили вариант с согласованием за три дня. Результат — повышение производительности труда.
— Когда вы пришли в компанию, каким было ее финансово-экономическое состояние?
— С учетом дебиторской задолженности состояние было и остается очень сложным. За предыдущие годы работы задолженность достигла 450 млн рублей, для компании это примерно три годовые ремонтные программы. В 2014 году ситуация вроде выровнялась, но в этом году имеет место небольшой рост. Ставим цель существенно сократить задолженность к концу года.
Хочу отметить профессионализм команды, которая постоянно трудилась над оптимизацией затрат и обеспечивала возможность работы компании на грани нулевой рентабельности. Многие считают, что ресурсовики имеют сверхприбыли. Это не так. И я готов принять любого человека и разложить ему детально все наши операционные затраты. У нас их не так много: зарплата (1,2 тыс. человек), электроэнергия, ГСМ, химреагенты, материалы для ремонтов.
— Вы поменяли команду управленцев?
— Нет, в "Барнаульском водоканале" она и так хорошая. Но появились новые люди в связи с тем, что мы будем развивать сбытовое подразделение.
— Почему в таком случае ушел предыдущий руководитель?
— Это профессионал с большой буквы, я очень высоко оцениваю его работу. Уйти было его решением, и я считаю, что сейчас он нашел точку роста.
— Есть ли у компании необходимость оплачивать управленческие услуги УК "Росводоканал"?
— Законом установлена возможность затрат на управленческие услуги. Но их оплату можно проводить при определенном уровне рентабельности и экономической обоснованности.
"Пью воду из-под крана"
— Вы сказали о сокращении аварийности. Насколько она уменьшается?
— Не меньше чем на 10% ежегодно. И на этот год я тоже ставлю такую задачу коллективу, несмотря на то что сети стареют, а их модернизация происходит не в том объеме, в каком бы нам хотелось.
— Но если даже при маленьком тарифе компании удавалось снижать аварийность на 10%, то при повышенном-то вы, наверное, должны усилить темпы сокращения числа аварий.
— Надо учитывать, что объем модернизации сетей ниже, чем должен быть. Их износ составляет 70–75%. При этом мы каждый год принимаем на содержание от администрации города около 60 км бесхозяйных сетей со стопроцентным износом. Тренд снижения аварийности требует больших усилий. Положительная динамика не берется из ниоткуда — это результат инженерных решений наших специалистов.
— Какой объем ремонтов был бы оптимальным?
— Мы заявили регулятору затраты на текущий и капитальный ремонт в объеме 128 млн рублей. Считаю, это минимальная сумма, необходимая для дальнейшего поддержания тренда на снижение аварийности. Было бы хорошо, если бы ежегодно менялось около 30 км труб. По факту модернизируется гораздо меньше. Объемы ремонтов зависят от места расположения сетей, от их качества и срока эксплуатации.
— Условием выживания компании вы называете сохранение качества работы. О качестве чего идет речь: воды или водоснабжения? Какие цели вы ставите?
— Каждой дирекции ставится определенная цель. Если мы говорим о производственных подразделениях, то их цели — снижение аварийности и сокращение времени устранения аварии. Чем меньше неудобств мы доставляем потребителям, тем лучше работаем. Цель коммерческой дирекции — поставить на новые рельсы работу с внереализационной выручкой. Речь идет об оказании допуслуг. Мы запустили проекты по установке счетчиков. Начали активно продвигать проект по промывке канализационных сетей предприятий малого и среднего бизнеса, уже имеем положительный опыт взаимодействия с "Альфа-банком" и санаторием "Обь" и намерены дальше продвигать это направление. Что касается качества воды, то это всегда одна из приоритетных задач. Обеспечение качества воды, соответствующей санитарным нормам, вообще не обсуждается. Как и очистка стоков до установленного законодательством уровня.
— Новый Закон "О водоснабжении" большое внимание уделяет чистоте воды. Где заканчивается ваша ответственность за ее качество?
— Граница ответственности определяется балансовой принадлежностью. В многоквартирном доме, например, это ввод в дом. Мы также понимаем, что в городе есть бесхозяйные сети. Отмечу, что в "Барнаульском водоканале" есть центральная аналитическая лаборатория, и в городе есть контрольные точки, где постоянно отбираются пробы и отслеживается качество воды. Но если у вас есть вопросы по качеству воды, звоните нам — наши специалисты отберут пробу, проведут анализ, выдадут заключение.
— Вы сами пьете воду из-под крана?
— Пью. Думаю, что такого качества и прозрачности воду в России редко встретишь.
1,2 млрд — на пять лет
— У компании заканчивается срок текущей инвестиционной программы. Разработан ли документ на следующий период?
— Да, новая программа подготовлена. Мы ее уже направили в администрацию и получили ответ. В программе обозначены все ключевые проекты, которые мы планируем реализовать. Предварительно с учетом инвестиционной надбавки, платы за подключение и реинвестирования арендных платежей объем программы — примерно 1,2 млрд рублей на пять лет. Основная масса средств — это плата за подключение новых объектов городской инфраструктуры, которые в тарифе для горожан не отражаются. Скоро с ней можно будет ознакомиться в открытом доступе.
— Какие основные проекты и направления заложены в инвестпрограмму?
— Из крупных — реконструкция очистных сооружений канализации, строительство кольцевого водопровода, который позволит производить переключение потребителей при авариях и устранять повреждения без отключений. Над этой проблемой мы и сейчас работаем очень плотно, приобретаем специальные клапаны, которые обеспечивают меньшее число гидроударов на трубы и, соответственно, меньший износ сетей. Только в этом году мы покупаем 10 клапанов. Также это мероприятия по повышению качества воды, мероприятия на сетях, обеспечивающие новое строительство. Кроме того, мы намерены поэтапно привести в порядок и свои производственные объекты.
Специальный вопрос
— Нет ли у вас опасений, что из-за снижения нормативов на воду с 1 июля люди будут от счетчиков избавляться и вы недополучите выручку?
— Существуют штрафные санкции для потребителей, у которых нет приборов учета. Если какие-то жильцы многоквартирных домов откажутся от счетчиков, общедомовой прибор учета покажет весь объем, который вошел в дом, и его все равно надо будет оплатить. Кроме того, ранее Правительство РФ приняло ряд документов, устанавливающих повышающие коэффициенты для тех, кто не установил приборы учета, в том числе воды. С 1 июля для тех, кто еще не установил счетчики, он составит 1,2, то есть норматив потребления будет умножаться на 20%, а с 2017 года — на 60%.
О чем еще рассказал собеседник
О локальных очистных сооружениях
— Необходимость строительства таких сооружений рядом юрлиц продиктована законом. При этом если ужесточаются требования к качеству стоков, которые сбрасывает в реку "Барнаульский водоканал", то мы, естественно, ужесточаем их и к абонентам. Законодательство в отношении стоков очень жесткое. Поэтому в том числе мы и проводим модернизацию. Наше предприятие сбрасывает воду в реку по сути чище, чем поднимает. И заплатит огромные штрафы, если стоки не будут соответствовать установленным нормам. Юрлицам нужно это понимать и вести у себя соответствующую работу. Все деньги, которые мы получаем как штрафы за превышение норм допустимой концентрации в стоках предприятий, поступают на отдельный счет. Мы за каждую копейку с этого счета отчитываемся перед государством. На эти средства мы, например, купили каналопромывочную машину, ее работа напрямую связана с обеспечением качества стоков.
О неприятном запахе в Барнауле
— Потребление воды падает, соответственно, стоков становится меньше, концентрация загрязняющих веществ повышается. Кроме того, когда принималось решение о расположении очистных сооружений, в расчет бралась роза ветров — ветра в Барнауле были преимущественно южные и не в сторону города. Теперь начали преобладать северные ветра, и в город в летний период иногда стал проникать запах. Мы этой проблемой, разумеется, занимаемся, есть наработки у наших коллег. Вообще говоря, все, что извлекается из стоков, может перерабатываться. Но это требует строительства завода, а это очень большие инвестиции.
Досье
Асабали Арсланбекович Закавов родился в Республике Дагестан в 1976 году. С семи лет жил в Нижневартовске, где работал его отец. Окончил Тюменский нефтегазовый университет. Трудовую деятельность начал в 1993 году. Работал на нефтеперерабатывающих предприятиях, в том числе в Нижневартовском нефтеперерабатывающем объединении, ОАО "Варьеганнефтегаз", ОАО "ТНК-Уват". Курировал социально-бытовое обеспечение удаленных месторождений и вахтенных поселков, в том числе вопросы строительства водоочистных и канализационных комплексов.
Асабали Закавов: "Переход в “Барнаульский водоканал” для меня — возможность роста. Пришло время что-то менять, в том числе сферу деятельности, чтобы реализовать свой потенциал. Когда мне поступило предложение, я долго не раздумывал".
Факт
Схема водоснабжения и водоотведения Барнаула, как и других городов, имеет гриф секретности — объекты водоснабжения и водоотведения по закону являются стратегическими.
Самое важное - в нашем Telegram-канале