Вывоз отходов в краевом центре стал вопросом политическим: стихийные свалки – одна из претензий губернатора к бывшему мэру. Понимаю, что повод. Но и сказать, что любимый город всюду блещет чистотой, язык не повернется.
А между тем в городе работает десять крупных мусоровывозящих компаний – они на сборе твердых бытовых отходов зарабатывают. Казалось бы, больше вывез – больше заработал. Но эта логика зачастую не срабатывает. Почему?
Причина первая: не ловят
Пару лет назад компания "Экотехпром" (эксплуатирует полигон) обнародовала жуткие расчеты: на единственный в городе легально действующий полигон поступает лишь чуть больше половины образующихся твердых бытовых отходов – если пересчитать на КамАЗы, это три тысячи машин в месяц. Выходит, порядка двух тысяч таких машин (!) в месяц барнаульцы вываливают на берега рек и обочины, загаживают бор и овраги.
– Взять поселок Ильича. Народ привык валить в обрыв, – говорит Олеся Шабалдина, заместитель гендиректора компании "Чистый город". – А к нам приходят и отказываются от наших услуг: мы, мол, не выбрасываем мусор. "А куда вы его деваете?" – "Часть сжигаем, баньку топим". – "А банки из-под консервов?" – "Закапываем". Ну вот куда? Как?..
Ситуация, если подумать, бредовая. Заставить человека заключить договор нельзя – навязывание платной услуги отменит любой суд. Ловить за руку тех, кто валит, можно – но ведь не очень-то и ловят. Милиции это малоинтересно, считает г-жа Шабалдина.
Причина вторая: мало штрафуют
Но если жители частного сектора валят по-мелкому, то фирмы иной раз не мелочатся. "Вывозим мусор недорого: 150 руб. за „Газель”" – такое объявление видел один из моих собеседников.
– Что вы думаете, они на полигон повезут за такие цены? – говорит он. – Да вывалят куда придется.
Для любителей статистики есть цифры: всего с начала года в городе ликвидировали 26 несанкционированных свалок (на 10 октября). Бюджет на это потратил 5,3 млн. рублей. Зато "авторы" свалок сэкономили: такие газелисты – по 26 руб. с куба (за покупку талонов), граждане – по 25 руб. с человека в месяц… Сэкономили, понятно, по-русски. Если б поймали, заплатили бы много больше: граждане до 2 тыс. рублей, предприниматели – до 50 тысяч.
В пресс-службе города меж тем сообщают: с начала года на административных комиссиях рассмотрели порядка 100 материалов по "несанкционированному складированию мусора", виновных оштрафовали. И все же эта сотня – капля в море отходов. Да и кого штрафуют? Не тех, кто валит в овраг, а тех, кто строится, – за привезенные к своему частному дому щебень, доски и пр., говорит один из наших читателей.
Причина третья: не повлияешь
В конце сентября Игорь Савинцев, и. о. главы города, жестко упрекнул в плохом вывозе мусора Галину Татьянину, руководителя двух компаний: "Чистый город" и "Экопром-Барнаул". Одним из поводов, возможно, был форс-мажор: в это время в группе компаний сломалась машина – евроконтейнеровоз. За считанные дни ряд площадок в частном секторе, за чистоту которых в Барнауле отвечает перевозчик, превратились в Неаполь времен забастовки тамошних мусорщиков.
Галина Татьянина с упреками не согласна. Она не исключает отдельных недостатков, но в целом считает свои компании лучшими. К примеру, за два года они приобрели порядка 280 стандартных и около 1 000 евроконтейнеров да еще 19 единиц техники, потратив на это 30 млн. рублей.
…Вместе с Анатолием Панченко, замглавы администрации Центрального района, едем по территории ответственности этих компаний. Тут более-менее чисто. А тут – слов не подобрать. У лицея № 2 на горе контейнер едва разглядишь под горой отбросов. Площадку, как объясняет Анатолий Панченко, обслуживает компания Галины Татьяниной.
Перед нами машина "Чистого города", мы притормозили и наблюдаем. Содержимое контейнера закинули в машину, а подобрать мусор забыли, хотя эта работа входит в тариф (в частном секторе).
– В частном секторе Центрального района мы вывозим в 2,5 раза больше отходов, чем установлено нормами накопления, – объясняет Олеся Шабалдина. – То, что мы вывозим это за свой счет, никого не волнует…
Так или иначе, но повлиять на перевозчиков, не выполняющих требования, трудно. К примеру, штрафы, предъявленные тому же "Чистому городу" администрациями Октябрьского и Центрального районов, суд признал незаконными. Доказать, что мусор не вывезли до 23 часов, не удалось. Впрочем, выбор у властей все же есть: перевозчиков у нас много. Многие ли из них готовы обслуживать частный сектор?
Причина четвертая: ответственность
А еще у иных захламленных участков днем с огнем не сыщешь ответственного. Мусор в лесу? А где работники лесхоза? У дороги? Кто дорогу содержит? Свалки на "ничьих" участках по правилам благоустройства Барнаула убирать должны специализированные компании по договору с администрациями районов. Правда (оговорка!), в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
И здесь, к счастью, не все безнадежно. К примеру, в том же Центральном районе наведение порядка на дорогах второй и третьей категории поручили муниципальному предприятию "Благоустройство".
– Четыре машины этого предприятия с семи утра до семи вечера собирают бутылки, пакеты, окурки, – говорит Анатолий Панченко. – Мы готовы и дальше работать по зачистке и уборке территорий, где контейнеры стоят. Но нам нужны финансовые предложения со стороны мусоровывозящих компаний – по разделению тарифа на зачистку контейнерных площадок и вывоз мусора.
…А на днях заглянул ко мне один из наших читателейМихаил Апасов.
– Вам надо на экскурсию в наш квартал, – убеждал меня он.
По его словам, компания "Жилищная инициатива" (уж не сочтите за рекламу) не только застроила квартал, но и создала управляющую компанию, и именно она теперь отвечает за уборку всей территории, не только придомовой. "Ничейных" участков в квартале нет.
– У нас чисто – как в Германии, – говорит Михаил Константинович.
И жильцы за это приплачивают. Наверное, понимают за что.
Причина пятая: экономическая
Многие барнаульские перевозчики считают: денег на вывоз мусора им не хватает. Ну что это за тариф – 100 руб. за куб или (при установленных нормах накопления отходов) 20–25 руб. с человека в месяц? Будет больше денег у перевозчиков – они смогут чаще вывозить мусор, поставят дополнительные контейнеры в частный сектор, купят технику.
Обзваниваю частных перевозчиков, готовых вывезти мусор по разовым заказам. Цена рынка – 600 рублей в час за "Газель" (три куба) да плюс 100–200 рублей за полигон. Это в 2,5 раза больше установленного в городе тарифа для легальных перевозчиков.
Ситуацию осложняет и самый невыгодный для этих же легальных перевозчиков частный сектор: здесь собираемость платежей от 70% (в Центральном районе) до 30–35% (в остальных).
Что ж, возможно, платить за вывоз мусора и вправду надо больше. Но если сбор платежей в частном секторе так и не повысится, платить придется и за себя, и за наших несознательных сограждан.
Справка
В Яровом к решению проблемы несанкционированных свалок подключили журналистов: местная газета и ТВ несколько раз проводили акцию – в заколдованных местах (где свалки появляются вновь и вновь, сколько их ни убирай) установили камеру и засняли нарушителей. А потом показали по ТВ всему городу. Говорят, весь город смеялся – кроме, разумеется, тех, кто попался.
Куда обращаться?
1. Если свалка на придомовой территории (возле многоэтажки) – в управляющую компанию, ТСЖ и Роспотребнадзор (656056, г. Барнаул, ул. М. Горького, 48) на нарушение прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
2. Если свалка вокруг контейнера в частном секторе – в мусоровывозящую компанию, Роспотребнадзор.
3. Если на других участках – в районную или городскую администрацию (комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, отдел по охране окружающей среды), Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру (656066, Барнаул, Павловский тракт, 118), Управление края по природным ресурсам и охране окружающей среды (656035, Барнаул, пр. Ленина, 59, а/я 1277), к участковому. Сюда же обращайтесь и в первых двух случаях.
Соберите как можно больше подписей и отправьте жалобу заказным письмом. Помните: устные обращения легко игнорировать, письменные – очень сложно.
27 новых несанкционированных свалок в Барнауле выявило краевое управление природных ресурсов и охраны природной среды в сентябре-октябре.
Самое важное - в нашем Telegram-канале