35 лет фильму "Маленькая Вера": пенсионеры рвались на сеансы со словами: "Прежде чем умереть, я должен это увидеть!"

Тридцать лет назад, 29 января 1989 года, на экраны Советского Союза вышел дебютный фильм Василия Пичула "Маленькая Вера", последняя лента, про которую можно сказать: "Вся страна видела". Почти 55 миллионов зрителей посетило кинотеатры - народ ломился на первую в отечественном кино даже не постельную - "коечную" сцену. Секса в СССР, как известно, "не было", поэтому откровенные сцены шокировали зрителей.

"Маленькая Вера".
"Маленькая Вера".
Скриншот.

Какие времена, такие и нравы

Откровенная история юной девушки, пытающейся вырваться из несуразно устроенного быта, затрагивала самое сокровенное - жизнь среднестатистической советской семьи. Неприкрытая жёсткая натуралистичность убогой жизни провинциального городка стала прекрасным примером так называемого "кино новой волны", сильно контрастировавшего с кинематографом времён застоя. Вера маленькая, потому что младшая в семье. Одетая с кооперативным шиком выпускница забирается по пожарной лестнице в комнату главного общежитского ловеласа и овладевает им в позе наездницы.

Киноочерк нравов создали дебютанты - 27-летний режиссёр Василий Пичул и его жена, сценаристка Мария Хмелик. Веры в добродетельность современников у авторов тоже немного. Героиня не должна была появиться на свет - мама собиралась делать аборт, но подходила очередь на квартиру, а с двумя детьми давали двухкомнатную. В этих блочных хоромах и развернутся самые драматичные моменты последнего культового фильма советской эпохи.

"Маленькая Вера".
Скриншот.

Время тогда было сложное, перестроечное, потому появление съёмочной группы из Москвы в украинском городе Жданове (ныне Мариуполь) горожан абсолютно не впечатлило. Снимали фильм в самой обычной обшарпанной пятиэтажке, каковых в городе сотни, а сам Вася Пичул - 26-летний скромняга, сын рабочего и швеи - совершенно не смахивал на столичного режиссёра. При этом более подходящий город для съёмок, пожалуй, трудно было найти не только на Украине, но и на всей территории СССР.

Как и требовалось по сценарию, Жданов был настоящим "городом контрастов", где необычным образом сочетались мягкий шум морского прибоя и резкие заводские гудки, свежий бриз и смог меткомбинатов, беззаботные курортники и чёрные от копоти работяги, которые даже на пляж ездили на КАМАЗах. Поэтому одна их квартир хрущёвки на окраине города, на улице Ломизова, 15, и стала одна главной съёмочной площадкой фильма.

Дурная слава

Встреча исполнительницы главной роли Натальи Негоды и режиссёра произошла случайно. "Она пришла на студию Горького получать гонорар за роль комсомолки Зины в фильме "Завтра была война". Там её увидел наш администратор и привёл ко мне. Дальше были пробы. Сначала на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её пригласили в фильм "Башня". Негода не пыталась вызвать к себе никакой симпатии, про неё всегда рассказывали жуткие истории - как она ведёт себя в жизни, как в театре... И я, конечно, не горел желанием приглашать её в фильм. Но когда Апексимова отказалась от роли, я был очень расстроен, а Татьяна Лиознова, бывшая по тем временам вроде продюсера, заставила показать ещё раз пробы и выбрала Негоду", - вспоминал позже Пичул.

"Маленькая Вера".
Скриншот.

Вопреки ожиданиям режиссёра и съёмочной группы, Негода никак не проявляла свой пресловутый дурной характер: "С ней работать было легко, даже постельная сцена (первая откровенная в отечественном кино) далась на удивление просто. Она великая актриса, а про таких всегда говорят гадости. Это мой первый фильм, в нём масса ошибок, но никто их не видит, потому что там есть энергетика".

А поутру они проснулись... звёздами

Поселились киношники в центральной гостинице Жданова. Заведение, типичное для той поры: гнутые алюминиевые вилки в буфете, горячая вода по часам, застиранные до дыр простыни. Негода в свободное от съёмок время откровенно маялась.

"Маленькая Вера".
Скриншот.

Василий Пичул потом рассказал, как однажды она на пару с Сашей Табаковой пропала на три дня. В город как раз приехал с гастролями Ленком, и девочки не удержались - замутили с коллегами многодневную вечеринку. Андрей Соколов тоже с теплотой вспоминает время, проведённое в Жданове. Пляж, красивые барышни, арбузы и домашнее вино - ну просто рай, а не работа!..

После премьеры 24-летняя Наталья Негода проснулась знаменитой: после московского ТЮЗа, где ей давали роли зверюшек, - награда "лучшей актрисе года", международные гран-при, фотосессия для "Плейбоя", титул "секс-символ перестройки", съёмки в Голливуде и, наконец, переезд в Штаты. "Маленькая Вера" произвела в звёзды и 25-летнего Андрея Соколова, сыгравшего красавца Сергея.

"Маленькая Вера".
Скриншот.

Нельзя не отметить и заслугу актёров старшего поколения - Людмилы Зайцевой и Юрия Назарова, сыгравших мать и отца Веры. И Зайцевой, и Назарову сценарий не понравился, поначалу сниматься оба не хотели. В итоге эти роли у Зайцевой и Назарова - одни из лучших в их актёрских биографиях. А изменённый финал фильма - внезапная смерть отца (по сценарию, отравившись, умирала всё-таки Вера) - воспринимается едва ли не более трагичным. И логичным: что может быть страшнее для отца, если дочь по его вине, пусть и непреднамеренной, пытается уйти из жизни?

Вождю чернуха не понравилась

У кинотеатров тогда выстраивались длинные очереди, с давкой и потасовками. Пичул вспоминал, как однажды ему пришлось лично вытаскивать в Ленинграде из толпы у касс старичка-ветерана, который на вопрос, куда он-то рвётся, ответил: "Прежде чем умереть, я должен это увидеть!" Так что же, собственно, "это"? Мелькнувшая пару раз голенькая фигурка тоненькой загорелой девчонки - Веры? Полутораминутная сцена "занятий любовью"? Сниматься в роковой сцене и актёр, и актриса (на съёмках друг с другом не поладившие) стеснялись: они же были комсомольцами. Сам Горбачёв, по слухам, демонстративно покинул просмотр, устроенный "в верхах". Молодых режиссёра и сценаристку обвинили в очернении советской молодёжи. А в народ ушла эпиграмма: "Сегодня всё разрешено, что раньше было не положено, и под застойное кино секс-бомба наконец подложена".

"Маленькая Вера".
Скриншот.

Но!.. Шокирующая репутация фильма заслонила и заслоняет от многих главное его достоинство, смысл и суть его как настоящего, а вовсе не однодневного произведения киноискусства. Честного, пронзительно-правдивого, с сердечной болью, горечью и сочувствием. Быть может, "Маленькая Вера" - это картина не столько о молодых, сколько о родителях. И трагедия, разыгравшаяся в ней, - это их трагедия.

После "Маленькой Веры", которая, в определённом смысле, стала символом раскрепощения, на экран потоком хлынули ленты на запрещённые темы. Далеко не всем из них удавалось повторить успех фильма Пичула...

Смотрите также
Ссылка на эту страницу
Комментарии
Рассказать новость