Не повезло с исторической памятью
"Властитель слабый и лукавый, / Плешивый щёголь, враг труда, / Нечаянно пригретый славой, / Над нами царствовал тогда…" — многие вспомнят эти строки Пушкина из неопубликованной последней главы "Евгения Онегина". Впрочем, отношение великого поэта к нелюбимому им царю было куда сложнее, ведь есть и совсем иные пушкинские стихи, в которых "слабый и лукавый" вдруг предстаёт победоносным "владыкой севера". "Он взял Париж, он основал лицей", "Народов друг, спаситель их свободы!" — тоже пушкинские строки об Александре I.
Этому правителю весьма не повезло с исторической памятью. Удивительно, но монарх, при котором русские знамёна победоносно реяли от Парижа до Калифорнии, не считается особо выдающимся. Он присоединил к Российской империи Грузию и Финляндию. При нём русскими городами стали Баку и Варшава, а Одесса из маленькой пограничной пристани превратилась в "жемчужину у моря". Это при нём русские корабли впервые в отечественной истории совершили кругосветное плавание, а наши моряки первыми на планете увидели "матёрые льды" Антарктиды.
Александр I скоропостижно скончался в Таганроге в начале зимы 1825 года в возрасте 47 лет. И уже через десятилетие появились слухи о том, что он жив, но исполнил то, о чём нередко говорил, будучи на троне. "Я отращу себе бороду в недрах Сибири…" Нечто подобное Александр Павлович повторял не раз.
Фантазии на тему
В отечественных лентах образ Александра I воплощали Виктор Мурганов («Война и мир», 1967), Борис Дубенский («Звезда пленительного счастья»), Леонид Куравлёв («Левша»), Борис Плотников («Графиня Шереметева»), Василий Лановой («Незримый путешественник»), Владимир Симонов («Северный сфинкс»), Алексей Барабаш («Бедный, бедный Павел», «Василиса»), Илья Шакунов («Судьба повелителя»), Дмитрий Исаев («1812: уланская баллада»), Виталий Кищенко («Союз спасения»), но зачастую ему на экране отводилась небольшая роль. По мнению режиссёра сериала «Александр I» Артёма Насыбулина, личность этого императора в кино практически не исследована, поэтому работать над проектом было особенно увлекательно.
"Можно сказать, что мы первопроходцы в постановке этой противоречивой истории, — говорит режиссёр. — Тем интереснее. Мы, конечно, изучили фактологию того времени, но сюжет не планируем доводить до достоверной историчности, будут и фантазии на тему, ведь художественное произведение невозможно сделать документальным".
Хождение по мукам
Воспитанный бабушкой, которая видела в своём старшем внуке прямого наследника престола, и европейским учителем Лагарпом, Александр придерживается либеральных взглядов и восхищается первыми годами правления Наполеона. Он мечтает, что и в России когда-нибудь будет республика. После смерти Екатерины, в царствование Павла I, Александр продолжает надеяться на реформы. Однако вскоре его охватывает разочарование в Павле - и как в отце, и как в государственном деятеле.
Дворцовый заговор против императора заканчивается трагедией. Александр, преследуемый чувством вины за смерть отца, вынужденно восходит на престол. Теперь интриги аристократов и угроза войны с Наполеоном — его проблемы.
Между долгом и чувством
Кастинг на главную роль шёл несколько месяцев, пробовались около 50 актёров. Сначала пытались найти актёра, который был бы похож на императора внешне. Потом рассматривали вариант пластического грима, но в итоге выбрали 31-летнего Евгения Романцова, который идеально смог воплотить эту роль на пробах.
Для него это первая серьёзная роль, и он подошёл к ней с большой ответственностью. «Я не изображаю Александра, а проживаю его жизнь, – утверждает актёр. – Александру часто приходится выбирать между долгом и чувством, между личными интересами и служением Родине. То есть он — царь, но проблемы у него такие же, как у обычных людей. Чем больше я погружался в эту роль, тем чаще задавал себе вопрос: на чьей он был стороне? Ответа нет. Но я точно знаю, что он был человеком открытым и чутким, с большим сердцем и критическим мышлением".

О том, насколько Александр был вовлечён в заговор против Павла и какова степень его вины, мнения историков расходятся. Но Евгений убеждён, что герой винил именно себя в гибели отца. По его мнению, Александр поплатился за то, что излишне доверял Палену и неправильно прочитал между строк его намерения, касающиеся заговора.
Для роли императора Евгению пришлось осваивать верховую езду, фехтование, брать уроки игры на скрипке и привыкать к тугим мундирам, которые нужно носить с отменной выправкой. «Костюмы, конечно, доставляют колоссальный дискомфорт, потому что бесконечные поклоны и реверансы выполняешь со сведёнными на спине лопатками, а в кадре я должен выглядеть свободным", – говорит Евгений.
Украшения с парижской барахолки
Более 450 сцен сериала "Александр I" были сняты в Москве (музей-заповедник Кусково, музей-заповедник Горки Ленинские) и Санкт-Петербурге (Государственный музей-заповедник "Царское село", Казанский собор, Токсовский карьер, дом Меншикова, особняк барона Штиглица, Мраморный дворец, особняк Трубецких-Нарышкиных, дворец Елизаветино).
"Подготовка к таким проектам занимает не меньше полугода, - утверждает художник по костюмам Анастасия Поташкина. - Сейчас много синтетики в тканях, и это видно на крупных планах, поэтому мы не можем их использовать. Кроме того, тогда не было швейных машинок, поэтому многое приходилось шить вручную. Какие-то украшения и аксессуары мы покупали в антикварных лавках. Из Испании привезено около 300 костюмов вместе с обувью, какие-то украшения куплены на барахолке в Париже. Даже муаровые ленты для орденов ткали на заводе по нашему заказу".
Для создания костюмов активно использовалась вышивка: например, вручную канителью вышивали звезду ордена Святого Андрея Первозванного на мундире Александра I. Женские же ордена, в том числе положенные августейшим особам при рождении, вышивали бисером и жемчугом.
«Сохранить историзм, но не быть музейной пылью»

«Готовясь к съёмкам, мы пересматривали множество документальных фильмов, вдохновлялись фильмами Сергея Бондаручка и Ридли Скотта. Но, рассказывая о днях минувших, мы обязаны быть современными, чтобы зритель нас понимал. В исторических фактах можно уйти очень далеко, но тогда мы потеряем канву. Это тонкая работа: сохранить историзм и при этом не быть музейной пылью. Исторические события в сценарии отражены, мы их воссоздали. Но нельзя снимать сериалы без авторской выдумки», – подвёл итог режиссёр Артём Насыбулин.