Прекрасная, но далёкая: 40 лет культовому сериалу "Гостья из будущего"

В советские времена в школьные каникулы обычно показывали интересные детские фильмы и мультфильмы, и улицы пустели - все смотрели "Приключения Электроника" или "Приключения капитана Врунгеля". Вот и в весенние каникулы 1985 года во дворах не было слышно ребячьих голосов - школьники наслаждались просмотром нового пятисерийного фильма "Гостья из будущего", сопереживая обаятельными главным героям и ненавидя подлых космических пиратов.

"Гостья из будущего".
"Гостья из будущего".
Скриншщот.

Иногда появляются фильмы, которые оказывают огромное влияние на целые поколения, так произошло и в случае с лентой "Гостья из будущего". Пока в Голливуде снимали "Терминатора", "Чужих" и прочих "Хищников", в СССР сняли добрую и волшебную футуристическую сказку. Фильм смотрели не только дети, но и взрослые. Тогда зрителям казалось, что межзвёздные путешествия и перемещения во времени совсем рядом, совсем скоро всё будет так, как в кино...

Литературное обозрение

В 1976 году к автору Феномен всенародной популярности Алисы Селезнёвой берёт своё начало из целого цикла советской научной детской фантастики Кира Булычёва, настоящее имя которого Игорь Можейко. Впервые о московской школьнице из XXI века узнали в 1965 году, когда в журнале "Мир приключений" была опубликована повесть "Девочка, с которой ничего не случится". Сборники "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперёд" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984) - лучшие в серии. Образ Алисы дети приняли так горячо, потому что она была близка им - простая девочка, где-то непоседливая, где-то отважная, но в то же время живая и как будто "своя". Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было.

Просто фантастика

Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастикой для детворы. Но однажды в поезде он разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял культовые фильмы "Москва - Кассиопея" и "Через тернии к звёздам". Тот предложил коллеге попробовать себя в новом жанре и снять фильм по книге Булычёва "Сто лет тому вперёд".

"Гостья из будущего".
Скриншщот.

Пятисерийная лента, как и литературный оригинал, состоит из двух связанных частей. Первая половина посвящена случайному путешествию шестиклассника Коли из Москвы 1980-х на сто лет в будущее. Там он становится свидетелем попытки пиратов - это всё те же Весельчак У и Крыс (Вячеслав Невинный и Михаил Кононов) - украсть у Алисы миелофон, прибор, позволяющий читать мысли. Коля сбегает с ним обратно в своё время, его преследуют космические преступники, а заодно и сама Алиса, которая думает, что Коля украл устройство. Во второй части Алиса, уже в нашем времени, пытается найти Колю, чтобы забрать прибор. Но поскольку она его не видела и знает только имя и класс, в котором он учится, героине приходится пойти учиться в его школу. Пираты в это время пытаются добраться и до Коли, и до Алисы...

Эти глаза напротив!

Главную героиню искали среди сотен пионерок, приходивших на пробы и мечтавших о кино, а нашли среди скромных поклонниц писателя Кира Булычёва. Наталья Гусева пришла на студию с подругой - она шла больше за автографом любимого автора, чем за ролью, но получила и то, и другое.

"Гостья из будущего".
Скриншщот.

Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот - зажатой и стеснительной (даже во время съёмок её партнёры часто "затирали" её в толпе, и Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда девчонку первый раз представляли Режиссёру, на вопрос "Какой твой год рождения?" девочка так переволновалась, что по ошибке сказала "1872-й". Арсёнов засмеялся и сказал: "Ну вот, ты у нас гостья из прошлого".

Остальных актёров выбрали среди школьников. Колю Герасимова, главную мужскую роль, сыграл Алексей Фомкин. До этого он уже пытался попасть в кино - его приглашали на пробы к фильму "Чучело" Ролана Быкова, но в результате роль сыграл другой мальчик. После фоотопроб снимки Фомкина остались в картотеке, и его позвали сниматься "Ералаш", где его и увидел режиссёр.

"Алиса, миелофон у меня!"

В центре истории находится охота за телепатическим устройством под названием "миелофон", который оказывается нужен сразу всем и в первую очередь злодеям. В данном сюжете миелофон выполняет роль макгаффина, то есть некоего, порой дажене очень нужного, предмета, беготня с которым и держит на себе сюжетную линию.

"Гостья из будущего".
Скриншщот.

В советском детском кино макгаффинов было пруд пруди, взять хотя бы ленты "Кортик", "Корона Российской империи, или Снова неуловимые", "Каникулы Кроша". Миелофон в СССР мгновенно стал мемом и предметом миллиона анекдотов, в основном очень детских и глупых. Сам же прибор умел читать мысли и выглядел как кристалл в чёрной коробке. В показаниях свидетелей со съёмочной площадки наблюдаются явные противоречия. Одни уверяют, что художники фильма сделали миелофон из уральского сувенира, найденного в магазине, - то были кристаллы кварца в подарочной упаковке, оставалось только добавить изящный ремешок для переноски. Другие очевидцы уверяют, что использовались промышленные призмы, взятые на оптико-механическом заводе.

Космолёты летят низко

Финансирования съёмочной группе выделили не так много, чтобы реализовать все описанные в повести красоты далёкого будущего. Пришлось сокращать сценарий и выкручиваться подручными средствами. Самыми дорогими стали летающие аппараты "флипы" - пять штук сделали на заказ в Прибалтике и каждый стоил около 5 000 рублей. Помимо полноразмерных моделей были сделаны их маленькие копии с крошечными фигурками в кабинках. Миниатюры подвешивали к крутящемуся крану со стрелой и снимали на дальних планах - как будто герои летят высоко в небе. Полноразмерные флипы с актёрами внутри "летали" на платформах грузовиков, поэтому на крупных планах в кадре видна только их верхняя часть.

"Гостья из будущего".
Скриншщот.

Сильнее всего от недостатка финансирования пострадал "КосмоЗоо", который снимали в московском Ботаническом саду. Атмосферу населённого экзотическими инопланетными животными зоопарка пришлось создавать с помощью разнообразных звуков дикой природы, пенопластового крокодила Сени и "говорящего" козла Наполеона.

Одним из самых запоминающихся героев был лиричный робот Вертер, которого сыграл Евгений Герасимов. Его образ был скопирован с киборгов из итальянского фильма "Война роботов", а костюм сшит из ткани, которая использовалась для настоящих скафандров. Она почти не пропускала воздух, поэтому всю смену актёр
изнывал от жары.

"Гостья из будущего".
Скриншщот.

Кинороль

После выхода фильма дети становились фанатами Алисы, а для взрослых иконой стиля стала инопланетянка Полина. Её сыграла модель Елена Метёлкина, которая до этого уже прославилась как инопланетянка Нийя из фантастического фильма "Через тернии к звёздам". Специально для неё была придумана целая коллекция футуристических нарядов. А для Алисы же был придуман красный сарафан, на создание которого костюмеров вдохновила "космическая коллекция" модельера Андре Куррежа.

Пионерское счастье

С 25 по 29 марта 1985 года, когда "Гостью из будущего" впервые транслировали по Первой программе советского ТВ, детская жизнь в стране была практически парализована. Пять дней пионеры и октябрята жили исключительно этим сериалом и последующим обсуждением всех его перипетий и нюансов.

"Гостья из будущего".
Скриншщот.


Наташа Гусева, игравшая Алису, мгновенно превратилось в секс... (Стоп, какой там секс?!)... в пламенный пионерский символ, объект вожде.... уважения миллионов советских мальчиков. Корреспонденция к ней шла мешками, зачастую без указания точного адреса, просто "Москва, гостье из будущего", но и такое доходило до адресата. Наташа снялась ещё в нескольких картинах, но не считала актёрство своим призванием и в итоге выучилась на биохимика. К тому же подобная слава её перепугала, ей захотелось заняться чем-то менее публичным.

А школьные учителя страшно удивились, когда увидели, что ушедшие на каникулы с длинными косами девочки вернулись с одинаковыми причёсками - ровными чёлками и пышными "шапочками" на затылках. Стрижка называлась "под Алису" и была популярна ещё лет пять.

Смотрите также
Ссылка на эту страницу
Комментарии
Рассказать новость