Иногда появляются фильмы, которые оказывают огромное влияние на целые поколения, так произошло и в случае с лентой "Гостья из будущего". Пока в Голливуде снимали "Терминатора", "Чужих" и прочих "Хищников", в СССР сняли добрую и волшебную футуристическую сказку. Фильм смотрели не только дети, но и взрослые. Тогда зрителям казалось, что межзвёздные путешествия и перемещения во времени совсем рядом, совсем скоро всё будет так, как в кино...
Литературное обозрение
В 1976 году к автору Феномен всенародной популярности Алисы Селезнёвой берёт своё начало из целого цикла советской научной детской фантастики Кира Булычёва, настоящее имя которого Игорь Можейко. Впервые о московской школьнице из XXI века узнали в 1965 году, когда в журнале "Мир приключений" была опубликована повесть "Девочка, с которой ничего не случится". Сборники "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперёд" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984) - лучшие в серии. Образ Алисы дети приняли так горячо, потому что она была близка им - простая девочка, где-то непоседливая, где-то отважная, но в то же время живая и как будто "своя". Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было.
Просто фантастика
Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастикой для детворы. Но однажды в поезде он разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял культовые фильмы "Москва - Кассиопея" и "Через тернии к звёздам". Тот предложил коллеге попробовать себя в новом жанре и снять фильм по книге Булычёва "Сто лет тому вперёд".

Пятисерийная лента, как и литературный оригинал, состоит из двух связанных частей. Первая половина посвящена случайному путешествию шестиклассника Коли из Москвы 1980-х на сто лет в будущее. Там он становится свидетелем попытки пиратов - это всё те же Весельчак У и Крыс (Вячеслав Невинный и Михаил Кононов) - украсть у Алисы миелофон, прибор, позволяющий читать мысли. Коля сбегает с ним обратно в своё время, его преследуют космические преступники, а заодно и сама Алиса, которая думает, что Коля украл устройство. Во второй части Алиса, уже в нашем времени, пытается найти Колю, чтобы забрать прибор. Но поскольку она его не видела и знает только имя и класс, в котором он учится, героине приходится пойти учиться в его школу. Пираты в это время пытаются добраться и до Коли, и до Алисы...
Эти глаза напротив!
Главную героиню искали среди сотен пионерок, приходивших на пробы и мечтавших о кино, а нашли среди скромных поклонниц писателя Кира Булычёва. Наталья Гусева пришла на студию с подругой - она шла больше за автографом любимого автора, чем за ролью, но получила и то, и другое.

Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот - зажатой и стеснительной (даже во время съёмок её партнёры часто "затирали" её в толпе, и Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда девчонку первый раз представляли Режиссёру, на вопрос "Какой твой год рождения?" девочка так переволновалась, что по ошибке сказала "1872-й". Арсёнов засмеялся и сказал: "Ну вот, ты у нас гостья из прошлого".
Остальных актёров выбрали среди школьников. Колю Герасимова, главную мужскую роль, сыграл Алексей Фомкин. До этого он уже пытался попасть в кино - его приглашали на пробы к фильму "Чучело" Ролана Быкова, но в результате роль сыграл другой мальчик. После фоотопроб снимки Фомкина остались в картотеке, и его позвали сниматься "Ералаш", где его и увидел режиссёр.
"Алиса, миелофон у меня!"
В центре истории находится охота за телепатическим устройством под названием "миелофон", который оказывается нужен сразу всем и в первую очередь злодеям. В данном сюжете миелофон выполняет роль макгаффина, то есть некоего, порой дажене очень нужного, предмета, беготня с которым и держит на себе сюжетную линию.

В советском детском кино макгаффинов было пруд пруди, взять хотя бы ленты "Кортик", "Корона Российской империи, или Снова неуловимые", "Каникулы Кроша". Миелофон в СССР мгновенно стал мемом и предметом миллиона анекдотов, в основном очень детских и глупых. Сам же прибор умел читать мысли и выглядел как кристалл в чёрной коробке. В показаниях свидетелей со съёмочной площадки наблюдаются явные противоречия. Одни уверяют, что художники фильма сделали миелофон из уральского сувенира, найденного в магазине, - то были кристаллы кварца в подарочной упаковке, оставалось только добавить изящный ремешок для переноски. Другие очевидцы уверяют, что использовались промышленные призмы, взятые на оптико-механическом заводе.
Космолёты летят низко
Финансирования съёмочной группе выделили не так много, чтобы реализовать все описанные в повести красоты далёкого будущего. Пришлось сокращать сценарий и выкручиваться подручными средствами. Самыми дорогими стали летающие аппараты "флипы" - пять штук сделали на заказ в Прибалтике и каждый стоил около 5 000 рублей. Помимо полноразмерных моделей были сделаны их маленькие копии с крошечными фигурками в кабинках. Миниатюры подвешивали к крутящемуся крану со стрелой и снимали на дальних планах - как будто герои летят высоко в небе. Полноразмерные флипы с актёрами внутри "летали" на платформах грузовиков, поэтому на крупных планах в кадре видна только их верхняя часть.

Сильнее всего от недостатка финансирования пострадал "КосмоЗоо", который снимали в московском Ботаническом саду. Атмосферу населённого экзотическими инопланетными животными зоопарка пришлось создавать с помощью разнообразных звуков дикой природы, пенопластового крокодила Сени и "говорящего" козла Наполеона.
Одним из самых запоминающихся героев был лиричный робот Вертер, которого сыграл Евгений Герасимов. Его образ был скопирован с киборгов из итальянского фильма "Война роботов", а костюм сшит из ткани, которая использовалась для настоящих скафандров. Она почти не пропускала воздух, поэтому всю смену актёр
изнывал от жары.

Кинороль
После выхода фильма дети становились фанатами Алисы, а для взрослых иконой стиля стала инопланетянка Полина. Её сыграла модель Елена Метёлкина, которая до этого уже прославилась как инопланетянка Нийя из фантастического фильма "Через тернии к звёздам". Специально для неё была придумана целая коллекция футуристических нарядов. А для Алисы же был придуман красный сарафан, на создание которого костюмеров вдохновила "космическая коллекция" модельера Андре Куррежа.
Пионерское счастье
С 25 по 29 марта 1985 года, когда "Гостью из будущего" впервые транслировали по Первой программе советского ТВ, детская жизнь в стране была практически парализована. Пять дней пионеры и октябрята жили исключительно этим сериалом и последующим обсуждением всех его перипетий и нюансов.

Наташа Гусева, игравшая Алису, мгновенно превратилось в секс... (Стоп, какой там секс?!)... в пламенный пионерский символ, объект вожде.... уважения миллионов советских мальчиков. Корреспонденция к ней шла мешками, зачастую без указания точного адреса, просто "Москва, гостье из будущего", но и такое доходило до адресата. Наташа снялась ещё в нескольких картинах, но не считала актёрство своим призванием и в итоге выучилась на биохимика. К тому же подобная слава её перепугала, ей захотелось заняться чем-то менее публичным.
А школьные учителя страшно удивились, когда увидели, что ушедшие на каникулы с длинными косами девочки вернулись с одинаковыми причёсками - ровными чёлками и пышными "шапочками" на затылках. Стрижка называлась "под Алису" и была популярна ещё лет пять.