"Хотелось бы очистить героев от купеческих штампов"
Ещё только собираясь приступать к экранизации пьесы Островского, Эльдар Рязанов точно знал, кто будет играть главные мужские роли: Андрей Мягков и Никита Михалков. Дело в том, что режиссёр собирался несколько по-иному расставить акценты в своей картине. Ведь во всех театральных и кинематографических версиях было принято воспринимать Карандышева (которого сыграл Андрей Мягков) как полное ничтожество - тщеславный человечишка, который решил через женитьбу войти в высший свет. Паратов же обычно тоже рисовался одной краской - злодей и негодяй, которого можно только ненавидеть и презирать.
"Я вижу в Карандышеве человека сложного - с чувством собственного достоинства, любящего, страдающего, человека, ненавидящего циников и богатеев", - писал Рязанов в своей сценарной заявке. И Паратов у него не такой однозначный образ. Да, подлец, но какой обаятельный: купец, широкой души человек! Словом, по мнению Рязанова, лишь два человека могли изменить привычные образы, своим актёрским мастерством создав совсем другие образы, - Андрей Мягков и Никита Михалков. Оба согласились не раздумывая. И не зря: роли в этой картине стали и для одного, и для другого одними из самых удачных в их кинобиографиях.
Эльдар Рязанов заранее знал, что пригласит и свою давнюю любимицу - питерскую актрису Алису Фрейндлих. Она дала согласие на съемки, а вот начальство "Мосфильма" поначалу против её кандидатуры протестовало. Им казалось, что актриса совсем не похожа на ту Огудалову, которую все привыкли видеть. Ведь у Островского эта героиня монстр, вторая Кабаниха.
С энтузиазмом Рязанов доказывал, что именно монстра в его картине и не будет. "В образе Огудаловой надо попытаться раскрыть в первую очередь такие черты, как любовь к своей дочери, боль за неё, мучительные поиски выхода, а не рассудочное корыстолюбие, - писал Рязанов в своих записках худсовету. - Хотелось бы взаимоотношения героев очистить от купеческих штампов, которыми обросли творения великого драматурга".
А напоследок я скажу...
С выбором главной героини режиссёр мучился долго. Судя по всему, Рязанов на момент проведения кинопроб даже примерно не представлял, какой же должна быть его Лариса Огудалова. По крайней мере в увесистом фотоальбоме красуются девушки абсолютно разных типов: и пышные блондинки, и знойные брюнетки. Все такие непохожие друг на дружку. Возможно, худсовет выбрал Гузееву за умение перевоплощаться. С экрана на нас смотрит романтичная барышня с томным взглядом, но сама она в те годы активно хипповала. Поэтому на пробы заявилась в рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими, раскрашенными во все цвета радуги ногтями. В дополнение Лариса курила исключительно "Беломор", сплёвывала сквозь зубы и активно сквернословила. Удивительно, но худсовет единодушно проголосовал за Гузееву.
И так же единодушно высказались против того, чтобы в картине звучал голос молодой актрисы. По мнению мосфильмовских чиновников, прокуренный бас дебютантки вовсе не подходил к её экранному образу. Именно поэтому говорит за Гузееву актриса Анна Каменкова. А поёт - замечательная певица Валентина Пономарёва. Правда, если Каменкову официально указали в титрах и оплатили её работу, то Пономарёву как-то "забыли". Певица поначалу очень обижалась: ведь народная молва тут же приписала вокальные данные Ларисе Гузеевой. Однако позже справедливость была восстановлена. И песня "А напоследок я скажу..." на долгие годы стала визитной карточкой певицы.
Мэтры надовали пощёчин
"Жестокий романс" - один из самых ярких фильмов в смысле актёрского ансамбля. Как тонко корифеи партнёрствуют в кадре! На каких полутонах порой работают. Трудно представить сегодня других исполнителей на месте уже упомянутых главных персонажей, Алексея Петренко или Виктора Проскурина. Как точно дополняют атмосферу картины своими эпизодами Александр Панкратов-Чёрный, Сергей Арцибашев, Ольга Волкова, Борислав Брондуков. Каждый на своём месте, и все работают на общий замысел. Несмотря на то что окружали Гузееву сплошь мэтры - заслуженные и народные, она смогла не потеряться в этой достойной компании.
Причём мэтры к юной актрисе относились очень трепетно. А супруга Эльдара Рязанова лично откармливала девушку плюшками - чтобы придать округлость её милым щёчкам. Правда, однажды пришлось применить к ней грубую силу. Когда снимали одну из сцен, где её героиня должна заплакать, у Ларисы никак не получалось передать эти эмоции. И актрису... грубо отхлестали по лицу. Слёзы полились моментально, а съёмочная группа потом дружно извинялась за "вынужденное насилие".
Роль Ларисы Огудаловой стала для юной студентки питерского института настоящим прорывом. Это был как раз тот случай, когда принято употреблять избитую фразу "Она проснулась знаменитой". Но именно так все и обстояло. На банкете, посвящённом окончанию съёмок, супруга Эльдара Рязанова, глядя на сияющую Ларису, мудро заметила: "Какая ты глупенькая, радуешься, что наступил последний съёмочный день. А ведь такие роли выпадают раз в 20 лет". И она была права. Несмотря на то что Гузеева после "Жестокого романса" сыграла в нескольких десятках кинолент, для многих зрителей она так и осталась Ларисой из "Жестокого романса".
Жестокие нравы критиков
Критики фильм откровенно не приняли. Почти в каждой рецензии "Жестокий романс" сравнивали со старой лентой - "Бесприданницей". И сравнение это было явно не в пользу творения Рязанова. Особенно нападкам подвергался Никита Михалков. Не удивляйтесь: ругали Михалкова за то, что он - актёр великолепный и мужчина харизматичный. Не влюбиться в такого невозможно! А ведь у Островского Паратов - мерзавец первостатейный, которому не может быть ни малейшего оправдания. Известный литературовед Дмитрий Урнов сетовал, что "вместо разоблачения паратовской пустоты" в фильме дана "пусть умеренная, её апология", что в нарисованной Рязановым картине мира нечего противопоставить искушению "сладкой жизни"...
И только зрители не особо вслушивались в дружный хор осуждения. Им-то фильм понравился, а уж Никита Сергеевич - и того более. И голосовали они своими кошельками. "Жестокий романс" в 1984 году стал лучшим фильмом года, Никита Михалков, согласно опросам "Советского экрана", - лучшим актёром, Вадим Алисов - лучшим оператором, а Андрей Петров - лучшим композитором.
В год выхода картины её посмотрели 22 миллиона зрителей (что, кстати, не было рекордом, "Жестокий романс" занял лишь 15 место). Официальные власти обошли ленту своими наградами, а вот на кинофестивале в Дели Рязанов получил законное признание и главный приз - "Золотой павлин". И по сей день появление фильма в телепрограмме вызывает горячий отклик у зрителей, готовых сострадать "бабочке"-Ларисе и любить за широту души "мохнатого шмеля"- Паратова.