Недотепа - в кассу!
Когда Голливуд был синонимом слов "насилие" и "разврат", на экранах советских кинотеатров царствовал кинематограф Франции. И комедии с участием этого кудрявого чудака-блондина собирали умопомрачительную кассу. Актёр-неудачник ("Укол зонтиком"), учитель-недотёпа ("Он начинает сердиться") или робкий художник ("Налево от лифта") - персонажи Пьера Ришара никого не оставляли равнодушными.
Его герои - вечно рассеянные, патологически невезучие, с миллионом комплексов, но при всём этом такие добрые! Нет, они не высаживались в африканских странах с целью прикончить тамошних президентов (как герои Жан-Поля Бельмондо) и не сводили с ума красоток: от шлюх до великосветских дам (как герои Алена Делона). "Высокий блондин" попадал в самые идиотские ситуации: становился заложником избалованного сына миллионера, случайно подписывал контракт киллера или проговаривался приятелю-репортёру о мимолетной встрече с кинодивой, даже не подозревая, что завтра эта история попадёт во все газеты.
В нашей стране народная любовь к Пьеру Ришару не иссякала на протяжении десятилетия, вплоть до начала 90-х, когда на смену блондину-недотёпе пришли новые кумиры - пуленепробиваемый Терминатор и бесстрашный "крепкий орешек". Однако и сегодня Ришара помнят и любят. И каждый раз, когда какой-нибудь телеканал показывает "Невезучих", "Беглецов" или "Игрушку", фильмы находят своего зрителя.
Шутка судьбы
Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей появился на свет 16 августа 1934 года на самом севере Франции - в Валансьене, где в собственном поместье обитало всё его семейство. "Мой дед был невероятно богатым человеком - сталелитейным магнатом. Первые годы моей жизни были очень даже ничего. В отличие от многих моих сверстников на Рождество под ёлкой я находил механические игрушки, в доме была прислуга, и на обед подавалось крем-брюле". А потом грянула Вторая мировая война, и мальчика отправили в пансион, где в основном учились дети из крестьянских и шахтёрских семей.
"Я очень отличался от всех этих детей: они не понимали меня, а я не понимал их, но совсем не потому, что у меня был другой акцент. Я был вынужден заставить их полюбить себя". Как? Да с помощью Чарли Чаплина и Бастера Китона! Время от времени класс водили на фильмы с участием великих комиков. А после Ришар на переменках копировал их мимику и жесты и то и дело сыпал анекдотами. Шутки и кривляние не только помогли юнцу нивелировать пресловутую классовую неприязнь со стороны ровесников, но и определили его дальнейшую судьбу: "Если бы не было Чаплина и Китона, ещё неизвестно, кем бы я стал - актёром или промышленником".
Окончив школу, Пьер заявил своей родне, что поступает на театральные курсы. Скандал был жутким! Дедушка заявил, что лишит внучка наследства ("Ему-тохотелось, чтобы я продолжил семейное дело: поступил в политехнический университет и изучал металлургию!"), но тот особо не расстроился. Пьер собрал свои вещи и, уверенный в том, что ему повезёт, отправился на вокзал, чтобы купить билет на ближайший поезд до Парижа...
Зигзаги удачи
Фортуна действительно какое-то время улыбалась этому кудрявому юноше. Несмотря на его невыразительную внешность и тихий голос, в Париже Пьера взяли на престижные актёрские курсы Шарля Дюллена. Окончив их, Ришар поступил в труппу легендарного Жана Вилара (именно он является основателем самого известного французского театрального фестиваля в Авиньоне). Но вот дальше... Казалось, судьба отвернулась от Шарля: роли в театре исключительно второплановые, в кино их и вовсе не было, денег на жизнь не хватало катастрофически. А обратиться за помощью к родне самолюбие не позволяло.
Чтобы как-то заработать, Ришар устроился в известное французское варьете в качестве танцовщика! А ещё вместе со своим другом и коллегой Виктором Лану он исполняет юмористические скетчи в разных парижских кафешках. Легенда гласит, что именно в одном из таких заведений на Пьера, "невероятно пластичного, хотя и со специфической внешностью", обратил внимание режиссёр Ив Робер, создатель картины "Не пойман - не вор" с легендарным Луи де Фюнесом. Он пригласил Ришара в комедию "Счастливчик Александр", и в 1967-м Пьер проснулся знаменитым. Ему было 33 года.
После громкого дебюта Ришару позвонил Алан Пуаре, продюсер культового "Фантомаса". Он - ни много ни мало! - предложил Пьеру написать сценарий для себя самого, а потом самостоятельно же снять фильм. "Конечно же, я был польщён предложением Пуаре - я даже не учился в киношколе!" Режиссёрский дебют Ришара получил название "Рассеянный". Эта комедия вышла на экраны в 1970 году и имела оглушительный успех.
Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех
И всё же настоящая слава пришла к Пьеру после выхода комедии Робера "Высокий блондин в чёрном ботинке" (1972). Кассовые сборы были настолько впечатляющими, что в 1974 году появилось "Возвращение высокого блондина" - тоже кинохит сезона. Собственно говоря, благодаря роли скрипача Франсуа, которого совершенно случайно вовлекают в игры французской разведки, Ришар становится одним из королей европейской комедии 70-х годов. "В чём был секрет моего успеха? Да всё очень просто: я был клоуном, который попадал в вечные неприятности. Клоуны в экстремальных ситуациях всегда вызывают определённые эмоции, и люди, чтобы их заполучить, готовы платить деньги. .. Да, я очень сильно уставал от своего амплуа, но, должен признаться, сегодня, время от, времени пересматривая своё старое кино, я прихожу к выводу: оно было не таким уж и плохим".
Неудачник и здоровяк
Ну а пик карьеры Ришара пришёлся на 80-е годы. И во многом благодаря близкому другу - режиссёру Франсису Веберу, который ещё в 1976 году осчастливил Пьера ролью журналиста Перрена в социальной комедии "Игрушка" ("Если хотите, это самый лучший фильм с моим участием!").
Всё дело в том, что в 1980-м у Вебера возникла идея комического дуэта Пьер Ришар - Жерар Депардьё. 0 похождениях неврастеника-лузера и крутого здоровяка были сняты три ленты: "Невезучие" (1981), "Папаши" (1983) и "Беглецы" (1986). Каждую из этих комедий посмотрели десятки миллионов европейцев, не говоря уж о гражданах Советского Союза (любопытная деталь: за одну комедию с Ришаром советские прокатчики платили по 400000 франков, и это того стоило).
Нравилось ли комику работать с Депардьё (к слову, на 14 лет моложе Пьера): "Некоторые практикуют парашютный спорт, другие путешествуют в джунглях... Я играл с Депардьё. И это тоже из области экстремального спорта". Но как бы тяжело ни приходилось Ришару на съёмочной площадке со своим знаменитым коллегой, сегодня Пьер считает Жерара своим лучшим другом: "Депардьё - потрясающий человек: живой, весёлый и очень многогранный".
Комедийный тандем двух звёзд французского кино - Пьера Ришара и Жерара Депардьё - впервые появился на экране в комедии "Папаши" в 1983 году. После были картины "Беглецы" и "Невезучие". Совместные работы двух артистов отличаются искромётным юмором и неповторимой лёгкостью восприятия.
Прощай, дуралей!
Кто знает, возможно, именно под влиянием многогранного Депардьё в самом конце 1980-х Ришар решил выйти за рамки сложившегося клоунского амплуа. Он вернулся на театральные подмостки, чтобы играть в драматических постановках (со спектаклем "Страсти по Ришару" он даже приезжал в Россию). Что же касается кинематографа, то в 1988 году Пьер основал собственную кинокомпанию, и его первой работой стала - кто бы мог подумать! - документальная лента о Че Геваре "Расскажите мне о Че". "После того как вышел этот фильм, люди были поражены: "С ума сойти, этот лохматый клоун снимает кино о команданте Кубинской революции!" К сожалению, им было невдомёк, что в душе я был и навсегда остался бунтарём".
Лента о Че Геваре не принесла Пьеру особого признания, чего не скажешь о картине грузинского режиссёра Наны Джорджадзе "1001 рецепт влюблённого кулинара" (1996). Эту ленту, в которой Ришар сыграл французского повара, оказавшегося волею судеб в Грузии, номинировали даже на премию "Оскар". А ещё Ришар снялся у Джорджадзе в ленте под названием "27 украденных поцелуев" (2000) - мелодраме о любви в 14-летнем возрасте...
Вино и женщины
В жизни Пьера в отличие от его коллеги, красавца и секс-символа Алена Делона не было страстных романов... Первая большая любовь Ришара - балерина в парижской "Гранд-опера" (её имя до сих пор не разглашается). Она подарила актёру двух сыновей - Оливье и Кристофа. Оба стали музыкантами, один - саксофонист, второй - гитарист. Увы, этот брак просуществовал не очень долго, и вскоре после развода актёр выбрал в подруги актрису Мюриэль Дюбрюль. Пара жила на окраине Парижа, вела тихий буржуазный образ жизни, категорически отказываясь посещать светские мероприятия. В конце 80-х они расстались, и в жизни комика появилась дама номер три: уроженка Марокко по имени Айша. В отличие от Мюриэль жгучей брюнетке Айше нравилось внимание со стороны прессы: однажды Ришар вывез свою спутницу на Каннский кинофестиваль. Но и этот роман "высокого блондина" оказался недолгим.
Последние несколько лет подружкой Пьера является бывшая бразильская манекенщица Сейла, много моложе его. "Несколько лет назад, устав от наших апартаментов, мы перебрались жить на баржу - прямо на набережной Сены. Вначале всё было хорошо, но потом у меня начала ныть спина, да и Сейле, которая гораздо выше меня, сильно надоели низкие потолки".
Сегодня Пьер и знойная бразильянка предпочитают Парижу поместье на юге Франции, доставшееся Ришару от богатой родни. По совету Жерара Депардьё он ухаживает за виноградниками, производит красное вино (не менее 20000 бутылок в год, которые экспортируются в соседнюю Бельгию), каждый день занимается спортом и... считает себя невероятно счастливым человеком: "Некоторые люди говорят мне: ты выглядишь гораздо моложе своего возраста. Что ж, я много двигаюсь, питаюсь здоровой пищей. А ещё у меня три внучки и внук: вот уж кто не даст вам ощутить себя разбитым корытом!"