Популярная наука

Что на самом деле «распыляют» самолеты над Барнаулом, объяснил алтайский физик

Житель Новоалтайска привлек внимание мэра города к «распылению неизвестных аэрозолей самолетами». «Каким бы всесильным ни был глава города, повлиять на законы природы не сможет. Его лучше спрашивать про дороги», - пошутил доктор физико-математических наук, доцент кафедры «Современных специальных материалов АлтГТУ» Андрей Попов. Он объяснил, какие следы оставляют самолеты на самом деле.

Самолет в небе. Авиасообщение.
Самолет в небе. Авиасообщение.
CC0

Что мы видим

Обращение на имя главы Новоалтайска составил неравнодушный житель. Он записал видео-доказательство: над «нерастворимой» широкой полосой в небе летит самолет, который оставляет за собой короткий, быстро тающий след.

Следовательно, широкая полоса давно прошедшего судна не продукт горения, а распыление, делает вывод автор ролика. И такие «аэрозоли» часто накрывают не только Новоалтайск, но и Барнаул.

В чем дело

Белые полосы от самолетов – это инверсионные или конденсационные следы. То есть те, что образуются в результате конденсации водяного пара, который содержится в выхлопных газах реактивных двигателей.

Обычно пассажирские самолеты летают на высоте около 10 км, температура воздуха там довольно низкая – около -50С, а влажность высокая, отмечает Андрей Попов. При сгорании авиационного топлива выделяются водяной пар, углекислый газ и другие вещества.

Из-за большой разницы температур водяной пар быстро конденсируется в микроскопические капли, которые замерзают в кристаллы льда. Они и образуют белый след. Продолжительность эффекта зависит от влажности воздуха.

Самолеты оставляют следы над городами.
Группа "Город Новоалтайск" во ВКонтакте.

Как объясняет ученый, на высоте полета авиалайнеров атмосфера обычно перенасыщена влагой, ледяные кристаллы долго не испаряются. Такие следы могут сохраняться часами и расширяться под действием ветра. А в сухом воздухе - исчезают за минуты и даже секунды.

«След от летящего на видео самолета узкий и четкий, он быстро исчезает, потому что кристалликов льда образовалось немного, видимо, влажность небольшая, - отметил собеседник. - В отличие от первого следа: ветер разнес много-много кристалликов на большую ширину, но и они со временем растворятся. А все отличие в атмосферных условиях: на какой высоте летят самолеты, какие в это время дуют ветра, как перемешиваются воздушные массы…»

Кстати, инверсионные следы чаще видны в ясную погоду: в таких условиях влажность на высоте легче достигает точки конденсации.

Самолет в небе. Авиасообщение. Туман.
CC0

Насколько вредны эти следы

Конденсационные следы сами по себе состоят в основном из кристаллов льда и воды, это не токсичные или вредные загрязнители, отметил Андрей Попов. Но, конечно, их образование напрямую связано со сгоранием топлива, при котором помимо водяного пара выделяются оксиды азота, углекислый газ, сажа.

«Однако самолетов не так уж много, антропогенная нагрузка оказывается крайне умеренной. Известно, что авиация дает примерно 2% от мировых выбросов CO2. В то время как автомобили около 15%, ТЭЦ до 40%», - подчеркнул собеседник.

Авиашоу пилотажной группы «Стрижи» в Барнауле.
Анна Зайкова, altapress.ru.

И все же случаи целенаправленного «распыления» есть. Например, при «разгоне туч» в Москве к празднованию дня Победы.

Чтобы стимулировать дождь, с самолетов распыляют йодид серебра. Это вещество – ядро для образования водяных капель.

«Йодид серебра помогает воссоздать структуру, похожую на кристаллы льда. Влага в облаках начинает собираться вокруг этих частиц, и затем образуются более крупные капли воды или кристаллы льда, которые падают дождем или снегом. Это очень локально, эффект непродолжительный - на следующий день может быть опять пасмурно. В мировых масштабах такое невозможно», - заключил физик.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость