Образование

Алтайские педагоги готовы выходить на акции протеста

– Если коротко, то педагог хочет, пожалуй, немного: чтобы ему платили заработную плату, обеспечивали социальными гарантиями и не мешали работать. Больше ему ничего не надо. Поэтому, если учитель чем-то возмущается, значит, ему не просто наступили на ногу, значит, ее уже изрядно оттоптали. Мы призываем законодателей присмотреться к сельской глубинке, к сельскому учителю. Он сегодня не настолько богат, не настолько прекрасно живет, чтобы лишать его льгот, – говорит Юрий Абдуллаев, председатель краевого комитета профсоюза работников образования и науки. В минувшую пятницу, 7 декабря, все региональные профсоюзы выступили в поддержку московских коллег, пикетировавших здание Государственной Думы с требованием закрепить за учителями их социально-экономические права. Что произошло и что последует за акцией протеста?

Олег Богданов

Причины протестных настроений работников образования – в новой редакции закона, регулирующего их деятельность. Напомним, многострадальный проект закона "Об образовании" обсуждается на всех уровнях с 2010 года. Недавно, в середине октября, Госдума приняла его в первом чтении со значительными исправлениями – в частности, благодаря усилиям профсоюзов и общественности, законодатели внесли около 30 поправок в 20 статей документа. Однако...

– В июле очень тихо, когда большинство наших учителей находилось в отпусках, в законопроекте изменилась позиция, касающаяся прав сельских педагогических работников на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, – рассказывает Юрий Абдуллаев.

Новая редакция закона предлагает передать право установления компенсаций за услуги ЖКХ на уровень субъектов Федерации. То есть размер и форма ранее гарантированных выплат теперь будут целиком и полностью зависеть от состояния региональных бюджетов.

– Нам говорят: что вы беспокоитесь? Как платили, так и будем платить, все равно средства шли из регионов. Да, у нас действительно нет оснований полагать, что местные власти вдруг снимут с себя ответственность за выплаты. Однако времена и ситуации бывают разные, – продолжает председатель краевого профсоюза. – Сегодня кризиса нет, завтра он, не дай бог, грянет, и в бюджетах начнут урезать в первую очередь льготы. Поэтому мы считаем, что компенсации должны зависеть от закона, а не от волеизъявления губернатора или местного законодательного органа.

Не менее остро в учительском сообществе сегодня обсуждается и возможная отмена прямых выплат за методические пособия. Их предлагают перенести в заработную плату, однако работники образования настаивают на том, что такое решение не более чем хитрость. Получается, что со ста рублей в месяц – именно столько сегодня платят за методическую литературу – будут взимать подоходный налог.

– Многим вообще непонятно, что для учителя значит методическая литература, – комментирует Татьяна Огнева, председатель профсоюза работников образования Тальменского района. – Учителя, для того чтобы обеспечить себе работу с детьми, покупают все, от ручки до сборников задач. Иногда приходится и тетради ученикам покупать, потому что некоторые дети не могут себе этого позволить. Кроме того, не все школы обеспечивают своих педагогов учебниками. Это значит, что в каждый класс нужно приобрести комплект.

Экономная реформа

За последние полтора месяца, пока готовилась акция протеста, руководство регионального профсоюза посетило около 20 районов края. По словам Юрия Абдуллаева, опрос показывает, что учителя недовольны уровнем оплаты труда. А потому одно из требований педагогического сообщества заключается в установлении фиксированной зарплаты не ниже средней по экономике региона. На сегодня этот показатель достигается только за счет перегрузок, которые берут на себя учителя.

– На мой взгляд, корень зла в том, что сферу образования реформируют экономисты, – объясняет г-н Абдуллаев. – Мы же в данном случае против того, чтобы исключительно экономические составляющие определяли развитие огромной государственной отрасли – образования. В сентябре нас поддержал министр образования Дмитрий Ливанов, однако тому воспротивился Минфин. А по опыту известно, что сопротивление Министерства финансов перечеркивает всю логику и здравый смысл реформирования. Да, сегодня средняя заработная плата по региону такая же, как средняя зарплата учителя, но давайте честно скажем, что это увеличение произошло за счет роста нагрузки...

Во втором чтении проект закона "Об образовании" будет рассмотрен Госдумой 14 декабря.

– Если наше мнение будет проигнорировано, то мы оставляем за собой право на дальнейшие пикеты, митинги, другие акции протеста вплоть до забастовок, – резюмирует Юрий Геннадьевич.

Пока власти всех уровней делают вид, будто ничего не произошло.

Цифра

23 750 подписей собрано под обращением проф­союза работников образования в Алтайском крае за полтора месяца. Всего в России под документом подписались более миллиона человек.

Что профсоюз требует закрепить законодательно?

  • Уровень оплаты труда педагогических работников общего, дошкольного и дополнительного образования – не ниже 100%, преподавателей вузов – 200% средней заработной платы по экономике субъекта РФ.
  • Предусмотреть учет мнения схода граждан при ликвидации или реорганизации муниципальных образовательных учреждений.
  • Сохранить право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
  • Право на досрочное назначение трудовой пенсии.
  • Право на повышение квалификации не реже одного раза в течение трех лет (вместо пяти лет, как это предусмотрено законопроектом).
  • Гарантированный минимальный размер государственной стипендии.
  • Размер платы за проживание в общежитии и коммунальные услуги для студентов в объеме не более пяти процентов от государственной стипендии.
  • Право научно-педагогических работников на установление надбавок за ученую степень и должность.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость