Кто такая Монтессори
Мария Монтессори – это итальянский врач и педагог. Наибольшую известность она получила за созданную почти сто лет назад уникальную педагогическую систему для детей от 0 до 18 лет, которая основана на идее свободного воспитания.
Монтессори поняла, что дети не должны сидеть за партами в строгой форме и зубрить учебники, а для них лучше изучать окружающий мир непосредственно на природе, через опыты и эксперименты. Также учащихся активно нужно привлекать к сельскохозяйственному труду.
![Елена Виноградова. Елена Виноградова.](https://obj.altapress.ru/picture/653073/900x.webp)
«Мария Монтессори тогда работала в домах ребенка с детьми с отставанием в развитии. Применив к ним свою разработанную систему, она увидела очень хорошие результаты и поняла, что программа даст еще больший эффект при работе с детьми с нормальным развитием», – рассказала создатель школы-фермы «Дети Земли» Елена Виноградова.
Группы обучения поделены на следующие возрастные категории: 0 – 3 года, 3 – 6 лет, 6 – 9 лет, 9 – 12 лет, 12 – 15 лет и 15 – 18 лет. Для каждой стадии была разработана программа с учетом сенситивных периодов взросления детей, то есть по периодам готовности детей к восприятию той или иной информации.
Опыт Монтессори используют во многих государственных и частных школах мира. Но в Барнауле воспитание детей по ее системе стали применять совсем недавно.
Легко в учении
В Барнауле первый детский садик с системой Монтессори появился в 2015 году.
«Я начала изучать Монтессори-систему восемь лет назад, когда еще мои дети были маленькими. Первой задачей стало основание садика. Затем я получила образование школьного педагога на класс с детьми 6 – 12 лет и открыла начальную школу на ул. Пролетарской. И с первого же года поняла, насколько важно обучение на природе, за городом, где есть садик, огород, река», – говорит социальный предприниматель.
Так в октябре 2021 года в пригороде Барнаула появилась школа-ферма «Дети Земли». Это три здания сферической формы общей площадью 500 кв. м. Авторы проекта говорят, что такая форма выбрана не случайно – она органически вписывается в природный ландшафт местности и имеет прекрасные энергетические условия для занятий с детьми.
Дети проводят в школе целый день. Приезжают к 8 утра, гуляют на территории, занимаются зарядкой с педагогом, завтракают. Потом начинается Монтессори-сессия – так здесь принято называть трехчасовые занятия с учащимися.
«Мы создаем среду, в которой ребенку будет интересно получать знания. Все группы разновозрастные. Старшие активно общаются с младшими, могут проявить в отношении их заботу, обменяться опытом. В разные периоды ребенок может принимать на себя роль лидера и ведомого, что практически невозможно в авторитарном режиме обычной школы, где главным может выступать только учитель», – пояснила Елена Виноградова.
В классе от 3 до 6 лет дети учатся читать, писать, изучают анатомию, географию. У детей с 6 до 9 лет активно задействованы руки – они самостоятельно все собирают, разрезают, лепят. Так детям этой возрастной категории проще всего усваивать любую информацию.
![Без парт и оценок. Без парт и оценок.](https://obj.altapress.ru/picture/653090/900x.webp)
«В нашей школе никто не боится математики, дети любят этот предмет. Все потому, что они изучают его не на абстрактных понятиях, считая в голове, сколько будет 2+3. Подход к математике предметный – возьми две бусинки, потом еще три, подсчитай. Даже русский язык у нас можно «подержать в руках» – посредством разноцветных коробочек, карточек и других занимательных предметов».
В среднем звене от 10 лет ребенок начинает ощущать себя частью социума, поэтому ему интереснее не изучать интеллектуальные задачи, а заниматься поиском себя в этом мире.
«У меня первый год подростки, и этой весной они попробуют реализовать себя – например, могут делать сыр из полученного молока, а потом продавать его, зарабатывая таким образом деньги. Самое главное – найти свой интерес, чем хочется заниматься», – уверена создатель уникальной в крае школы.
![Без парт и оценок. Без парт и оценок.](https://obj.altapress.ru/picture/653085/900x.webp)
За успеваемостью ребенка по составленной индивидуальной карте следит педагог. Главное, чтобы ученик усвоил материал своего класса согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Создатели школы «Дети Земли» говорят, что с этим нет никаких проблем. Например, выпускники их детсада уже знают программу начальной школы – умеют читать и считать.
Методика Монтессори подходит и для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому в школе используется инклюзивное образование, что благотворно влияет на формирование личности ребенка.
Планы на будущее
В 2022 – 2023 годах авторы проекта планируют строительство школьного здания и большого спортивного комплекса с бассейном. В планах также создание памп-трека и велодорожек, стадиона для игр и парковой зоны.
Весной здесь начнут строить «Город мастеров» – комплекс со столярной, гончарной, швейной мастерскими.
И, как и положено в школе-ферме, здесь появится животноводческий участок с кроликами, курицами, козами.
Справка
Ежегодный конкурс проектов социального предпринимательства «Лучший социальный проект года» проходит в два этапа — региональный и федеральный. В этом году победителями регионального этапа стали семь алтайских компаний и индивидуальных предпринимателей. Они представят регион на федеральном уровне.
Конкурс проводится по инициативе Российского государственного социального университета с 2015 года при поддержке Министерства экономического развития РФ и АНО «Россия — страна возможностей». Алтайский край стал одним из 15 регионов, которые приняли участие в конкурсе в год его основания.
Самое важное - в нашем Telegram-канале